1



Духовные курсы в Невской обители


Причудье – это край, где уже много веков живут люди, бежавшие когда-то от жестоких преследований и никонианских реформ. В России староверы жили в основном общинами. И здесь, в Эстонии, они тоже поселились вдоль всего Причудья, чтобы быть ближе друг к другу и не терять духовную связь. Вот и живём мы, причудские староверы, здесь дружно и спокойно, поддерживая по возможности связи со староверами из других краев и стран. В ноябре нынешнего года у меня и у других староверов Причудья была прекрасная возможность попасть на курсы чтения, песнопения и изучения церковного устава в Невскую старообрядческую общину в Санкт-Петербурге. О том, как мы туда съездили, я бы и хотела немного рассказать.

Встретили нас в обители очень и очень радушно. Как старых знакомых. Мы даже немного опешили от такого приёма. Неправду люди говорят, что староверы - мрачный и замкнутый народ. Скорее, напротив, это люди открытые, гостеприимные и радушные. Жили мы во время всей учёбы в «кельях», а точнее – в небольших комнатах, напоминающих общежитие, где есть все необходимые для жизни условия. По церковному закону, нам выдали чёрные подрясники и платки. В общем, мы с первого дня окунулись в атмосферу настоящего староверческого бытия. Если сказать правду, то многое нам, считающим себя староверами, было в новинку, потому что многое из староверского быта в Причудье уже утрачено, забыто и не используется в повседневной жизни.

Наш распорядок был такой: утром служба в храме, потом занятия в классе. Учёба, завтрак, обед и ужин начинались и заканчивались обязательной молитвой. После небольшого обеденного перерыва была опять учёба, потом – вечерняя служба.

Очень многое можно написать про жизнь и учебу в обители. Лекции были очень позновательные. Ведь их нам преподавал известный, в том числе и в Причудье, деятель современного староверия наставник Невской обители в Рыбацком Владимир Викторович Шамарин. И по Уставу, и по старославянскому чтению он нас «погонял» хорошо. Но грех жаловаться, ведь мы за этим и ехали, чтобы учиться. Очень многое мы узнали об истории и нынешних делах староверия от преподавателей курсов Алексея Безгодова и Кирила Кожурина. Ехали мы в Петербург и думали: вот, послушаем, может, что новое узнаем, сами читать умееми слава Богу. А оказывается, мы знаем малую толику всего, что надо знать староверам и как использовать свои знания в повседневной жизни.

От пребывания в обители мы получили только положительные эмоции. А на счёт обедов и ужинов – это разговор отдельный. В таких количествах и так вкусно нас, наверное, нигде не кормили. И разносолы там были, и пироги...

На духовных курсах в Невской обители мы познакомились со староверами из разных уголков России. Мы узнали о том, как идет жизнь в других общинах, и сами рассказали о наших храмах. Кстати, многим приехавшим на курсы женщинам и мужчинам для того чтобы помолиться у себя на родине, приходится ехать в храмы за сто и более километров. А некоторые, не имея и такой возможности, молятся дома. Вот что значит «веровать в Бога». У нас, в Причудье, многие называют себя староверами, чуть ли не в каждой деревне есть свой храм, а много ли верующих туда ходит...

Хочется выразить благодарность всем людям, которые помогли нам попасть в Петербург. Это Павел Григорьевич Варунин, он записал нас на курсы. Спасибо ему и за финансовую поддержку. Спасибо общине Кикитовской моленной, которая тоже помогла финансово и оплатила нам визы в Россию. Особая благодарность нашей прихожанке и старосте Кикитовской моленной Евдокии Анниковой, она у нас была и гидом, и помошником, и подругой. Ещё раз всем огромная благодарность, и если в следующем году будем в здравии и будет возможность посетить Невскую обитель, то мы обязательно это сделаем.

Александра Чуркина,
деревня Рая, Эстония

 


Сайт "Староверы в Рыбацком" 13.12.2011

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.