1



Памятные даты в марте. Продолжение.


 17 (30) марта 1907 г. Тверским губернским правлением была зарегистрирована феодосиевская община безпоповского согласия старообрядцев в Вышне-Волоцком и Новоторжском уездах.

17 (30) марта 1907 г. Псковским губернским правлением была зарегистрирована Тетерская, Новоржевского уезда, старообрядческая община поморского согласия.

Первые официальные известия о старообрядцах Псковской губернии относятся к началу XIX в., когда вышел Циркуляр Российского правительства, предписывавший проводить негласный сбор сведений о численности старообрядцев. Старообрядцы-поморцы жили в основном в Порховском, Псковском, Новоржевском и Опочецком уездах. К 1835 г. число старообрядцев в Псковской губернии, по официальным данным, достигло 13 996 человек. В 1885 г. в Псковской губернии было 18 старообрядческих моленных: в самом Пскове 1 каменная и 3 деревянных, в Псковском уезде – 1 деревянная, в Островском уезде – 1 деревянная, в Опочке – 1 деревянная, в Опочецком уезде – 2 деревянных, в Новоржевском уезде – 1 деревянная, в Великолуцком – 2 деревянных, в Порховском уезде – 4 деревянных. Всего в городах – 7 моленных, в уездах – 11 моленных. 

Моленная в деревне Тетерка Новоржевского уезда значится в последнем негласном отчете губернской полиции за 1903 г. Было здесь также и старообрядческое кладбище. После выхода Манифеста о свободе вероисповедания по всей Псковской губернии, начиная с 1905 г., регистрируются старообрядческие общины, строятся новые церкви и моленные. В 1913 г. наставником Тетерской общины был Василий Тимофеевич Тихомиров. Пережив многие испытания, Тетерская моленная была закрыта в 1950-е гг., когда начался новый период хрущевских гонений.

19 марта (1 апреля) 1907 г. Петербургским губернским правлением была зарегистрирована Вельцская старообрядческая община поморского согласия во имя св. Николы Чудотворца.

19 марта (1 апреля) 1907 г. Новгородским губернским правлением были зарегистрированы сразу две старообрядческие общины в Старорусском уезде – Селецкая (Должинской волости) и Лобынская.

В Новгородской губернии исторически, в основном, преобладали безпоповцы-федосеевцы. Этому во многом способствовала проповедь в этих местах самого Феодосия Васильева – местного уроженца, и его учеников. Уже в 1730-1750-х гг. федосеевцы имели свои многочисленные общины в Новгородских, Старорусских, Псковских, Ярославских, Рижских округах. Согласно «Ведомости о числе раскольников за 1885 г.», Новгородская губерния занимала первое место среди других северо-западных губерний России. Официальные сведения (при всей их неточности) указывают следующую цифру: 10 661 старовер. Перед отменой крепостного права наблюдался значительный приток крестьян в старообрядчество, люди ожидали всяческих свобод, в том числе и свободы вероисповедания. Староверы заявляли, что «прошло время никоновцам, они потеряли ту силу, какую имели при военном начальстве, а мы теперь от Царя имеем бумагу, по которой всем дозволено записываться и перекрещиваться в старую веру». Только в одном 1862 г. из господствующей церкви «уклонились в раскол свыше 2000 душ». К тому же году относится и «дело о крестьянах деревень Тюриково, Григорово, Заболотье и Новопетровское Старорусского уезда», которых «будто бы против воли приписали к православной церкви». Один из них – Иван Лапшин распространял слух о том, что ему довелось прочесть в Крестецком земском суде некий секретный указ, «коим дозволено тамошним раскольникам выстроить на кладбище часовню и в ней совершать богослужения по их обрядам и никому до них не касаться, а также дозволено выбрать из среды их для совершения треб наставника». Крестьяне просили «не принуждать их против убеждений», разрешить восстановление моленной на кладбище деревни Сельцы, вернуть им отобранные иконы. Вслед за этим крестьяне стали отказываться крестить детей в никонианской церкви.

Средоточием безпоповских общин во второй половине XIX в. исторически оставался Старорусский уезд и город Старая Русса. Это были поморцы и федосеевцы Должинской, Белебельской и Поддарской волостей, прежде всего жители сел Заболотье, Тюриково, Новопетровское. Последователями Феодосия Васильева были члены общин Белебелка, Лоси, Прилучье. Федосеевские скиты, известные за пределами Новгородской губернии, находились на Ильюшенском острове и в деревне Бор Новгородского уезда. Чисто поморской деревней (до перехода в 1911 г. в единоверие) была деревня Соловьево Долженской волости (113 человек). 

Современное здание Иллуксто-гарбуновская моленной

19 марта (1 апреля) 1907 г. Курляндским губернским правлением была зарегистрирована Иллуксто-гарбуновская старообрядческая община феодосиевского согласия.

20 марта (2 апреля) 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована Бикерникская, Малиновской волости, Двинского уезда, старообрядческая община безпоповского поморского согласия.

   20 марта (2 апреля) 1907 г. Киевским губернским правлением была зарегистрирована Бердичевская старообрядческая, безпоповского согласия, община.

 

Причт, прихожане и гости Бердичевской общины

 

Моленная в Бердичеве. Фото А.А. Безгодова

21 марта (3 апреля) 1907 г. Курляндским губернским правлением была зарегистрирована Войтишская старообрядческая община последователей старо-поморского согласия.

Войтишская община (ныне – в составе Даугавпилсского района Латвии) была основана еще в первой половине XVIII в. «Дегуцкий летописец» свидетельствует: «В сем году 1740-м устроися молитвенный храм близ местечка Скурделин в Курляндии в деревне Войтишках благословением Федора Никифоровича и Афанасия Терентьевича».

К существованию Войтишской общины относятся и следующие записи: «В сем году 1786-м Филимон Петрович общий пастырь Курляндии и Литвы, потомок (инок) Гудишской обители преставися в Войтишках»; «В сем 1787-м году Артемон Осипович Зачерев преставися на Войтишках». О кончине пастыря Артемона говорится, что смерть застала его за изготовлением свещей после субботней вечерни. «В третий день погребоша тело его честно на Войтишском кладбище июля 17». Данная подробность указывает на то, сколь давно заведено здесь старообрядческое кладбище.

Блюсти отеческую веру, сберегать молитвенное прибежище приходилось в тяжких условиях. Из немногих исторических сведений прошлых столетий сохранилась запись в архивах Рижской духовной консистории дела с пометкой «секретно» о «раскольниках» Курляндской губернии в 1859 году. Вот запись об Иллукстском уезде, где было самое большое (после Риги) количество старообрядцев в Курляндской и Лифляндской губерниях (Латгалия тогда входила в Витебскую губернию). И записи явствует: «Моленная в Войтишках существует более 100 лет, перестроена в 1814. Строение деревянное, без каменного фундамента, с соломенною ветхою крышею, нижние балки гнилые». Но и этой моленной староверов лишили: в апреле 1852 она была запечатана.

Тем не менее Войтишская община выжила. В начале XX в. пришло возрождение. 73 члена общины направили на Съезд старообрядцев Северо-западного края (Вильно, 1906) Палладия Семенова и Кондратия Захарова. Доверенность на право представлять приход подписали Григорий и Никита Румянцевы, Малафей и Сила Исаевы, Зиновий и Феогний Шушерты, Даниил Слепчёнок, Феогний Воробьев, Иван Прокофьев.

Период между 1921 и 1940 гг. был для религиозной жизни Войтишской общины сравнительно благополучным. Собрав силы, обновили моленную. Рижский иконописец К. Павлов осуществил реставрацию иконостаса. Храм посещало внушительное число прихожан. На клирос ходили молодые причетники. Война нарушила все. Храм пострадал в войну 1941–1945 гг., был восстановлен, однако нелегкими выдались и последующие десятилетия. В 1980-1990-е гг. Войтишскую общину преследовали несчастья: пожар, кражи, другие утраты. С бедами удалось справиться. Было возведено основательное   каменное здание, существующее и по сей день. Значительную духовную и материальную помощь оказала Рижская Гребенщиковская Старообрядческая община. От имени совета и всех прихожан Войтишской общины и. о. наставника Архип Парфенов и председатель совета Кира Румянцева выразили рижанам сердечную благодарность (август 2000 г.).

Наставниками, начиная с 1906 г., служили: Никита Лавренов, Никон Никитин, Иван Карасев, Козьма Никифоров и другие.

 (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

22 марта (4 апреля) 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована Данишевская, Малиновской волости, Двинского уезда старообрядческая община феодосиевского согласия.

 22 марта (4 апреля) 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована Заборская, Полоцкого уезда, старообрядческая община безпоповского поморского согласия.

22 марта (4 апреля) 1907 г. Новгородским губернским правлением была зарегистрирована Репинская старообрядческая община, Старорусского уезда.

23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Милюнцевская старообрядческая община Ново-Александровского уезда. Храм – Рожества Богородицы. По сообщению «Дегуцкого летописца», моленная в деревне Милюнцы (ныне – Милюнай, на территории Рокишского района Литвы) существовала с 1812 года.

 Милюнцевская старообрядческая община

(Новоалександровского уезда, Ковенской губ.)

 (От нашего корреспондента)

 Наша община признана и утверждена 23-го марта прошлого года. Община наша бедная: в храме нашем во имя Рождества Богородицы очень мало икон, не хватает богослужебных книг, нет колоколов; старики говорят, что их отняли у нас во времена преследования. До сих пор мы не получили метрических книг и не могли открыть училища. На все наши хлопоты (мы и прошение губернатору подавали). Целый год не получаем никакого ответа.

  (Из журнала «Церковь», № 21, 1908 г. С. 716)

23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Рейстанишкская старообрядческая община, Новоалександровского уезда. 

Рейстанишкская (ныне – Райстинишкская) община теперь находится в составе Зарасайского района Литвы. Она была образована в середине XIX в. после закрытия властями Дегуцкого храма. Посланцы общины были участниками Съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильно (1906). После 1918 г. для восстановления храма правительство Литвы выделило лесоматериалы на сумму 1500 литов. В 1937 г. Райстинишкская община объединяла почти 1600 прихожан. До 100 детей старообрядцев учились на литовском языке, поэтому летом 1939 г. совет общины обратился к властям с просьбой открыть начальную школу с преподаванием на русском языке. Райстинишкская община прилагала усилия к обучению детей церковнославянской грамоте; для этого открывались кратковременные курсы. Тяжкие бедствия принесла Вторая мировая война. Староверов деревни Рейстанишки (Райстинишкяй) едва не постигла участь мучеников Хатыни и Пирчюписа. Запертым в храме, им грозило сожжение за якобы причастность к убийству немецкого солдата. Спасли их русские военнопленные, которые взяли вину на себя.

Наставниками с 1877 по 1930 г. здесь служили: Василий Портнов, Зиновий Самохвалов, Лазарь Ивановский, Никифор Худобченков, Клим Васильев, Федот Васильев (1901-1921), Федор Блинов, Иван Назаров. В последующие десятилетия духовными отцами Райстинишкской общины были Гавриил Бондарев, Игнатий Попов, Ефим Никитин, Матвей Рагозин, Федор Попов. В 1949 г. число прихожан возросло до 1800. Община выдвинула ряд известных служителей Поморской Церкви. Среди них – отец Лазарь Касаковский (1911–1991) – настоятель Рижской Гребенщиковской общины в 1970-е гг. Из-за начавшегося затем массового ухода сельчан в города община стала необратимо уменьшаться. С середины 1990-х гг. Райстинишкская община испытывает значительные трудности. Храм бывает подолгу закрыт.

 (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Кальбуцшиская старообрядческая община, Новоалександровского уезда. 

 23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Аукштокальненская старообрядческая община, Новоалександровского уезда.

Поморская Аукштакальненская (Аукштакальняйская) община в деревне Аукштакальне Ново-Александровского уезда Ковенской губернии (ныне Аукштакальняй, Игналинский район Литвы) была основана, по-видимому, в 1850-х гг. старообрядцами, проживавшими в деревнях Тетервины, Аукштакальне и др. По устному преданию, ее основали остальцы разоренной царскими властями Дегуцкой общины (1756-1851). Старообрядцы 1-го стана Ново-Александровского уезда жили среди католического и никонианского населения, принадлежали преимущественно к мещанам других городов и занимались арендой земли у помещиков и крестьян.

Усмирив восстание 1863-1864 гг. в Польше и Литве, российские власти начали кампанию по закрытию старообрядческих храмов в так называемом Северо-западном крае, десятки которых были выстроены в течение предшествовавших 5-7 лет. Так местные власти закрыли молельню в доме наставника в деревне Тетервины, поэтому в 1866 г. старообрядцы построили храм в жилом доме в деревне Аукштакальне. Первый духовный отец – Иван Федорович (1864 - ?); после него 44 года служил наставник Максим Рыбаков (1867-1911). Однако администрация уезда в феврале 1869 г. закрыла храм, изъяла богослужебные и метрические книги, а вскоре приняла решение продать деревянное здание с торгов. В январе 1873 г. местные старообрядцы от имени 500 прихожан обратились к главному начальнику края с жалобой на эти действия и просьбой разрешить им построить новый храм. Старообрядцы в своем прошении писали о преследованиях и запрещении молиться даже по домам. Они были недовольны тем, что местные власти отнимают «самое драгоценное и необходимое в жизни христиан» – дом общей молитвы, в котором они, слыша Божье слово, «учились жить, любить Бога, служить добру и правде, быть преданным Государю и покоряться его воле». Мучимые сложными душевными переживаниями, обеспокоенные будущим своей религиозной общины, единственное спасение старообрядцы видели в поддержке начальника края. (Ответ из канцелярии виленского генерал-губернатора последовал через девять месяцев: не разрешить.) Не дождавшись реакции местных властей, доверенные старообрядческой общины Митрофан Зорба и Иван Леонов при посредничестве петербургского полицмейстера обратились к царю Александру II (март 1873). Им было отказано на основании судебного решения о сносе храма, а также действующих законов, запрещающих постройку и возобновление молитвенных зданий для старообрядцев вообще. Положение местных староверов улучшилось после издания закона о старообрядцах в 1883 г.; в этом году ковенский губернатор разрешил открыть молельню в деревне Штакалъне (Аукштакальняй). Новый храм построен по инициативе наставника Василия Ивановича Иконика, но он примкнул к белокриницкой иерархии, и прихожане отказались от его услуг. По устным рассказам, записанным в 1935 г. секретарем Аукштакальняйской общины И. Никитиным: «После того Господь послал гнев на Аукштакальнских староверов и вся деревня была сожжена, а храм Господень остался невредимым». В 1889 г. деревня начала отстраиваться; на новом месте вблизи старого построили новый деревянный храм. Издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906), легализовавших старообрядческие организации, коренным образом изменило положение староверов в Российской империи. В 1907 г. власти позволили соорудить купол и колокольню в Аукштакальняйской общине. Прихожанин Григорий Макарович Никитин был участником Съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильне (1906).

Во время Первой мировой войны оба храма сгорели. 29 августа 1915 г. жители покинули деревню, а храм с оставшимися иконами и книгами «дерзкой рукой неизвестного донского казака-старообрядца был предан сожжению, чтобы не быть оскверненным врагом». После лихолетья до 1919 г. сотни старообрядческих семей-беженцев возвращались в рваных крытых кибитках из глубины России на родину, «на пепелища».

Свято-Покровский храм с колокольней восстановлен (1920) заботами наставника Максима Петровича Пчалина (1919-1925?), Ивана Ануфриевича Иванова, председателя совета общины Филатия Рыбакова. Однако часть прихожан Аукштакальняйской общины после установления границ с Польшей (1920) оказалась за рубежом, где создала Дукштасскую общину. После М. П. Пчалина до 1930 г. в Аукштакальняйской общине служил наставник И.А. Иванов, член Духовной Комиссии Старообрядческой Церкви Литвы (1925-1927), а с 1931 по 1940 – Феофилакт Иванович Рагозин. Долгие годы головщиком общины был М. И. Баранов (1925-1938), будущий наставник Паневежской и Таллиннской общин, член Духовной Комиссии Литвы. В 1924 г. Аукштакальняйская община насчитывала 520 прихожан, в 1931 г. – 685, в 1949 г. - ок. 800. Основными вопросами, волновавшими в то время общину, были взаимоотношения между наставником и прихожанами, религиозное просвещение детей, материальное обеспечение деятельности прихода. В 1930-х гг. более ста детей прихожан Аукштакальняйской общины посещали семь литовских начальных школ в окрестностях, но уроки по Закону Божьему в них проводили наставники Ф. И. Рагозин и И. И. Никитин. Необходимыми учебными пособиями помогал Центральный Старообрядческий Совет. В 1939 г. старообрядцы деревни Тетервины (Тетирвинай) и Солоки (Салакас) обращались к властям с просьбой открыть в литовской школе классы с обучением на русском языке (при наличии не менее 30 учеников), как это предусматривалось законами страны о просвещении национальных меньшинств.

Десять лет (1940-1950) общину возглавлял наставник И. Никитин, член Духовного Суда и Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР – будущий председатель Духовной Комиссии. Его сыновья – Евсегний и Арсений Никитины – также выдвинулись на видное место среди деятелей ДПЦ Литвы. Духовными отцами здесь также были Ф. И. Жемчугов, Паисий Евтихиевич Орлов (до 1956), И. И. Алексеев (1956-1966), Матвей Леонидович Рагозин, участник собора Старообрядческой Поморской Церкви 1974 г. в Вильнюсе, и другие. 10 июля 1979 г. состоялось благословение на отечество Георгия Андроновича Боровкова. На рубеже 1980-1990-х гг. Аукштакальняйская община пришла в упадок: стала очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церковной утвари из храма; ныне его здание сохранилось, но ветшает и разрушается. В середине 1990-х гг. в деревне Аукштакальняй непостоянно жили три старообрядческие семьи. Ближайшая старообрядческая община в Дукштасе.

Общинное кладбище с небольшой деревянной часовней ведет свою историю с 1905 г. Среди основателей кладбища – семья Рыбаковых; здесь похоронен и духовный отец общины М. Рыбаков (ум. 1911).

 (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

23 марта (5 апреля) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Рустейкская старообрядческая община, Новоалександровского уезда.

Рустейкская община (Зарасайский район Литвы), согласно архивным данным, основана в 1890 г. Староверы поселились здесь значительно раньше, но гонения и запреты со стороны властей не позволяли им объединиться. Когда обстоятельства изменились в лучшую сторону, первой заботой стало строительство молитвенного дома. В 1908 г. он был построен; до этого богослужения совершались в жилищах. Первым наставником упоминается Григорий Селиванов. На Съезде старообрядцев Северо-западного края (Вильно, 1906) Рустейкскую общину представлял наставник Тимофей Яковлевич Грищенок (Грищенко). В 1915-1919 гг. храм был закрыт. Некоторое время (1922-1924) обязанности наставника исполнял Федор Тимофеевич Грищенко. С 1924 по 1937 гг. Рустейкской общиной руководил Никифор Макеев. Его сменил Карп Черняков. В годы Второй мировой войны наставником служил Сафрон Афанасьевич Сапожников (1893–1959). В 1930-х гг. число прихожан составляло около 500 человек. Рустейкская община обращалась в Центральный Старообрядческий Совет Литвы с просьбой помочь открыть религиозные курсы и курсы по обучению детей русскому языку, поскольку более 100 детей посещало литовские школы. После обращения к президенту Литвы (1929) для ремонта моленной были выделены лесоматериалы (с возвращением ссуды в рассрочку).

Во время Второй мировой войны пострадали многие семьи. Не один житель Рустеек погиб. И в дальнейшем Рустейкская община переживала большие трудности. Начиная с 1960 г. подолгу оставалась без наставника. Богослужения совершались благодаря причетникам Кирику Сапожникову, Иосифу Грищенко, Федору Рыбакову, Евдокии Сапожниковой. С середины 1990-х гг. службы в храме, лишенном икон и книг, прекращены.

Общинное кладбище существует с начала XX в. и находится в деревне Тумишкес.

В настоящее время создан новый Совет общины, который пытается найти средства на ремонт храма. В 2008 году храму исполняется 100 лет. Прихожане надеются приложить все усилия и к юбилею произвести ремонт храма. Юбилейный храмовый праздник общины Свято-Покровского храма в Рустейках состоится 14 октября 2008 года.

 (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши» (Вильнюс, 2005) и газеты «Меч духовный»)

 24 марта (6 апреля) 1907 г.  Новгородским губернским правлением была зарегистрирована Люблинская старообрядческая община.

26 марта (8 апреля) 1907 г. Новгородским губернским правлением была зарегистрирована Гусевская старообрядческая община.

27 марта (9 апреля) 1907 г. Ярославским губернским правлением была зарегистрирована Рыбинская Троицкая старообрядческая община брачных поморцев.

28 марта (10 апреля) 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована старообрядческая община поморского согласия, в Двинске, за Дамбой.

28 марта (10 апреля) 1907 г. Курляндским губернским правлением была зарегистрирована Либавская, старообрядческого поморского согласия, община.

Либавская (ныне – Лиепайская, Латвия) община была основана в 1906 г. Свято-Троицкий храм поморского согласия в Либаве (ныне Лиепая) построен в 1906-1907 гг. главным образом благодаря трудам основателя и первого председателя общины А. И. Михайлова. Наряду с ним денежные ссуды для строительных нужд предоставили члены Либавской общины Марк Колосов, Петр Лисицын, Савелий Абрамов, Василий Волков, Онисифор Колосов, Антон Забурдаев, Никита Фомин, Иван Ветлов и др. До постройки храма богослужения совершались в доме члена Либавской общины Ивана Клубникова. Одновременно с возведением храма основано старообрядческое кладбище. Лиепайская община существует поныне. Служит наставник Михаил Александров (с 1998). Председатель совета Лиепайской общины – Антонина Ершова.

 (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

30 марта (12 апреля) 1907 г. Курляндским губернским правлением была зарегистрирована Якобштадтская старообрядческая община Покровского храма.

Якобштадтская (ныне – Екабпилсская) община была образована в конце XVII – начале XVIII вв., когда в основанный выходцами из Росссии Якобштадт (с 1920 г. – Екабпилс, Латвия) хлынул поток старообрядцев. Курляндский герцог Екаб в 1670 г. пожаловал поселению Магдебургские городские права, особо оговорив право новых поселенцев из российских земель беспрепятственно совершать свои религиозные обряды, строить молитвенные дома, владеть землею и т.д. С тех пор старообрядцы – постоянные жители этого многонационального и многоконфессионального города в среднем течении Даугавы. Количество старообрядческих семей в 1890-1950 гг. колебалось в пределах 150-230; все они принадлежали к поморскому брачному согласию. Сохранились сведения о молитвенном доме, существовавшем в конце XVIII – начале XIX вв., с отдельной колокольней и обитым жестью куполом. По приказу властей в 1849 г. храм был запечатан, а через два года и вовсе разобран. Нынешний молитвенный дом построен в 1878-1883 гг. попечением и на средства местного землевладельца Г. М. Китова, и на его земле, впоследствии подарен Екабпиллской общине. Храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и сохранился невредимым в период двух мировых войн, революций, атеистических гонений. В 1908 г. община построила кирпичное двухэтажное здание старообрядческого казенно-приходского училища, в котором до Первой мировой войны работали известные впоследствии старообрядческие деятели И. У. Ваконья и Д. Макеев. В 1920-30-е гг. в этом помещении существовала русская основная школа, где свыше 90 процентов учеников составляли дети старообрядцев. Из этой школы вышел будущий иконописец-реставратор Рижской Гребенщиковской Старообрядческой общины К. Павлов. Законоучителем был известный знаток знаменного роспева Т. Ф. Макаров (1881 – 1953). В настоящее время в Екабпилсской общине насчитывается свыше 100 активных членов и еще около 300 прихожан, проживающих в прилегающих вол. В 2003 г. Екабпилсская община торжественно отметила 125-летие своего молитвенного дома.

              (По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

  31 марта (13 апреля) 1907 г. Московским губернским правлением была зарегистрирована Московская община христиан древле-православного кафолического исповедания, старопоморского благочестия (федосееевцев).

Вид Московского Преображенского старообрядческого богадельного дома, кладбища и окрестностей в 1830г. (Репродукция со старинной гравюры)

Московская федосеевская община в конце XVIII в. создала свой духовный центр на Преображенском кладбище. Известный историк старообрядчества В. Сенатов справедливо назвал основанные в 1771 г. в Москве Преображенское и Рогожское кладбища «старообрядческими кремлями», едва не затмившими славы и блеска единого общерусского московского Кремля. Один из этих кремлей — Преображенское кладбище — «превратился  в культурный, экономический и религиозный оплот… безпоповской половины старообрядчества. Благодаря отсутствию иерархии при внутренней ее “ненужности”, здесь образовалась своя иерархия, и кладбище сделалось “Сионом”, то есть для огромной народной массы приобрело такое значение, какого не имел даже исторический московский Кремль. Преображенское кладбище для старообрядцев-безпоповцев было то же, чем Иерусалим для иудеев и христиан; его главный наставник, в особенности Семен Кузьмич, пользовался в своих народных массах таким высоким авторитетом и уважением, какого не имели ни Платон, ни Филарет синодальной церкви. Его называли “патриархом”, к его воле относились как к Божией воле, его благословение превратилось в самую сущность святости» (6).

Преображенское кладбище было основано Ильей Алексеевичем Ковылиным (1731–1809) в Москве 14 сентября 1771 г. для содержания больных и погребения умерших от свирепствовавшей тогда в городе чумы беспоповцев. С XIX в. оно стало духовно-административным центром всего федосеевского согласия. Здесь проходили федосеевские соборы 1810, 1814, 1816, 1817 и последующих годов, отсюда распространялись письменные обращения «ко всем христианам», Преображенский богослужебный устав стал образцом для подражания. С духовным авторитетом росло и материальное благосостояние общины. Так как дети федосеевцев властями почитались незаконными, то обычный порядок наследования был нарушен. Не имея возможности оставлять имущество близким, федосеевские купцы передавали все нажитое в общину, которая беспроцентно (и даже иногда безвозвратно) ссужала деньги одноверцам.

В основном сохранившийся до наших дней комплекс зданий был выстроен в 1784-1811 гг. по проекту архитектора Ф.К.Соколова. По пространственному замыслу комплекс подражает Выговской пустыни, с делением на северный (мужской) и южный (женский) монастыри. По преданию, до основания Преображенского кладбища федосеевцев в Москве насчитывалось около 20 домов; после его образования к 1825 г. число их за счет присоединения местного населения возросло до 12 тысяч прихожан и 2 тысяч призреваемых. Согласно указу от 1 сентября 1771 г., в котором населению предлагалось «учредить на свой кошт карантинные дома и лазареты», И. А. Ковылин подал прошение разрешить «построить против Преображенского в земляном валу карантин для больных». Здесь были устроены застава для контроля проезжающих, построены бараки, небольшая деревянная часовня для отпевания умерших безпоповцев, отведено место для погребения. После конца эпидемии вокруг кладбища в оставшихся бараках начали проживать вдовы и сироты умерших беспоповцев. Это кладбище быстро приобрело важное значение в жизни согласия. Изменился его облик. Московский главнокомандующий А. Прозоровский доносил 25 октября 1792 г. Екатерине II: «Близ Преображенской заставы, в самом Камерколлежском валу, находится часовня, для которой вал сей заровняли, чтоб более дать место погосту. Сия часовня каменная представляет наружность церкви, около оной довольно каменного жилого строения, в котором они (беспоповцы) содержат богадельню более 1000 человек».

В 1784 г. была построена соборная часовня во имя Успения Богородицы, в 1805–1808 гг. — надвратная Крестовоздвиженская часовня на мужской половине. В 1805 г. на женском дворе строились шесть каменных корпусов с моленными: Покровской, Всемилостивого Спаса, Преображенской (над вратами), Богоявленской (и преподобного Зотика) в больничных палатах, Успенской (и Иоанна Богослова, и Николы чудотворца) и Ильинской. В 1811 г. закончено строительство Крестовоздвиженской часовни на женском дворе. Кирпич для строительства предоставил Ковылин со своих заводов. Палаты были обнесены белой кирпичной стеной с башнями по углам. Для украшения моленных были использованы иконы только древлеписанные, дораскольные. В 1802 г. Ковылин через Министерство внутренних дел приобрел идущий на слом храм Сретения в Кремле (XVI в.) вместе со старинными иконами и убранством. Старинные иконы и утварь он скупал везде, где только они сохранились, в том числе и в новообрядческих монастырях и церквах.

И.А.Ковылиным и его помощниками был выработан «Устав Богаделенного дома на Преображенском кладбище», утвержденный властями 15 мая 1809 г. По этому Уставу преображенцы освобождались от опеки Духовной консистории, сами выбирали попечителей, были полностью автономны в своей внутренней жизни. В течение 37 лет Преображенское кладбище числилось как частная собственность И. А. Ковылина. Он оберегал его, постоянно раздавая «подарки» различным мелким чинам, покупая их лояльность. Законодательство Екатерины II и Павла I не знало юридического понятия старообрядческой общины. Старообрядцам — как отдельным лицам, так и целым обществам — вменялось в обязанность лишь соблюдение общих законов и правил общего для всех благочиния. Это отдавало их в полную власть низших чиновников, которые внимательно следили за старообрядцами, истолковывая всякую мелочь как нарушение общего благочиния. Любая мелочь могла привести к разрушению кладбища. Однажды И. А. Ковылин не дал обычного подношения какому-то мелкому чину. Последовал донос о незаконных действиях на Преображенском кладбище. Дело попало на решение к императору Павлу, который распорядился закрыть кладбище и снести все постройки. Кладбище удалось спасти ценою пирога с начинкой из 10000 золотых полуимпериалов, поднесенного московскому обер-полицмейстеру генералу Воейкову. Пирог замедлил выполнение задуманного, а последовавшая смерть императора Павла предала указ забвению.

В 1816 г. из-за выборов новых попечителей Преображенского кладбища возник сильный внутренний раздор. Образовались две партии. Дело тянулось четыре года, наконец, в него были вовлечены власти. Дошло до императора Александра I, который выразил «гневное» неудовольствие относительно раздора и некоторых сторон вероучения федосеевцев (безбрачие, немоление за царя и пр.). Это послужило к умалению гражданских прав кладбища и стало началом к последующим репрессиям правительства по отношению уже ко всему старообрядчеству.

В 1847 г. Николай I насильственно подчинил Преображенский богаделенный дом гражданским властям (с 1853 г. — Императорскому человеколюбивому обществу). Деревянные жилые постройки и больничные палаты были частично сломаны, а оставшиеся закрыты. В марте 1854 г. у федосеевцев отобрали Успенскую соборную часовню на мужской половине и передали единоверцам, а в 1866 г. вся мужская половина была передана Никольскому единоверческому монастырю. С тех пор центром московских федосеевцев неизменно остается Крестовоздвиженская часовня на бывшей женской половине (остальные шесть моленных на женской половине отобраны в 1920-х гг.). Главных руководителей кладбища репрессировали одного за другим: настоятеля Семена Кузьмина сослали в Полтавский монастырь, наставников Георгия Гавриловича — в Вятку, Андрея Ефимовича — в Харьков, попечителей Ф. А. Гучкова — в Петрозаводск, К. Е. Егорова — в Пензу.

3 октября 1883 г. был издан закон, предоставлявший некоторые права старообрядцам в их религиозной жизни. С 15 по 18 августа 1883 г. на Преображенском кладбище состоялся съезд 180 наставников. К концу XIX в. в Москве действовало около 17 федосеевских (в основном домовых) моленных, из них на кладбище — семь (в них состояло более 200 певцов и певиц). В главной соборной моленной кладбища служба совершалась повседневно.

После дарования свободы совести в 1905 г. жизнь федосеевской общины вновь оживилась. 1 августа 1905 г. на Преображенском кладбище был слышен первый разрешенный колокольный звон. В 1912 г. состоялась закладка больничного корпуса (архитектор Л. Р. Кекушев), который вскоре был выстроен крупным подрядчиком, членом общины М. М. Малышевым за полцены (по смете цена строительства определялась в 70.000 руб.).

После 1917 г. единоверческий монастырь распался, и в 1922 г. его храмы попали в руки обновленцев. Не найдя средств на их содержание, они оставили за собой западный Никольский придел Успенского храма, а центральную его часть продали староверам поморского согласия, изгнанным из своего храма в Токмаковом переулке.

В 1934 г. НКВД арестовал наставника федосеевской общины, но перед самым своим арестом тот успел тайно благословить себе преемника. Девять лет (до 1943 г.) духовный отец федосеевской Преображенской общины действовал подпольно.

С момента основания Преображенской федосеевской общины в ней с необыкновенной точностью исполнялся богослужебный устав. Никакие упущения в совершении служб не допускались. Так же строго соблюдался и временной порядок богослужений. О всенощных бдениях здесь всегда держались понятия в самом строгом, буквальном смысле слова — это

Крестовоздвиженская часовня

богослужение, которое продолжается всю ночь и заканчивается утром. Сообразно с этим и всенощная служба начиналась не ранее 11 вечера, а заканчивалась часов в 5 или 6 утра. Всеми признавалось, что даже знаменитые староафонские монастыри не исполняют службу с такой точностью, как старообрядцы Преображенского кладбища. Однако в 1910-х гг. стал допускаться для заказных всенощных иной порядок, а именно: начало их приходилось на восемь часов вечера. Ныне же всенощные совершаются полностью вечером.

Утратив к настоящему времени всякое экономическое значение, Преображенское кладбище по-прежнему продолжает играть важную роль в духовной жизни федосеевского и поморского согласий. Сегодня на Преображенском кладбище зарегистрированы три церковные общины. На территории бывшего «женского двора» находится община федосеевского согласия, а на территории бывшего «мужского двора» — община Древлеправославной Поморской церкви и община Московской Патриархии, которые молятся в бывшей соборной Успенской часовне, разделенной на две части. С середины 1990-х гг. властями было начато поэтапное возвращение некоторых построек федосеевской общине.

Рубрику "Памятные даты" ведет Кирил Кожурин


Сайт "Староверы в Рыбацком" 30.03.07.

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.