|
14 октября на храмовый праздник Покрова Пресвятыя Богородицы в городе Житомире состоялись юбилейные торжества, посвященные 180-летию житомирского храма. От Невской Поморской Старообрядческой общины на празднике присутствовал прихожанин общины, преподаватель воскресной школы К.Я. Кожурин, который делится своими впечатлениями.
Житомир – древний город. Первое упоминание о нем в летописи относится еще к IX веку! Так что еще со времен святой благоверной великой княгини Ольги и святого благоверного великого князя Владимира Житомирская (в прошлом – Древлянская) земля была просвещена светом Древлеправославной Христовой веры. После утверждения в России никонианской ереси в качестве господствующей религии и начала массовых гонений на древлеправославных християн (XVII в.), когда по всей стране горели костры инквизиции, многие русские люди вынуждены были искать убежища в других странах, в том числе и на территории Польши, в состав которой в то время входила Древлянская земля. На территории Украины со временем сложилось два основных района проживания староверов-безпоповцев: левобережная Украина, особенно район Харькова, вблизи которого располагался Чугуевский поморский монастырь, и правобережная Украина, общины которой были связаны своим происхождением с Беларусью (по преимуществу федосеевцы). Именно в районе Житомира находились наиболее компактные поселения староверов правобережной Украины. Первые сведения о староверах Житомира относятся еще к XVIII в. Так, известно, что в катакомбах, окружающих город, нелегально существовало старообрядческое общество християн-поморцев. В конце столетия последовали некоторые послабления от властей, так что появилась возможность заводить собственные моленные дома, только без «внешних оказательств», т.е. без купола, креста и колокольни. В 1825 г. християнское общество поморского согласия купило в городском предместье, в деревне Каракулке (сейчас это район города), у местного купца Карпелёва дом и организовало в нем общественную моленную, освященную во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Неподалеку расположилось и староверческое кладбище. Среди староверов Житомирщины было немало купцов, которые, как могли, помогали общине. История сохранила имя купца первой гильдии Киприяна Авраамовича Ляшкова, который, будучи главным подрядчиком при строительстве новообрядческого кафедрального собора в 1875 г., добился разрешения на использование строительных лесов. Разобранные леса были приобретены им под видом дров, и из них была произведена реконструкция в староверческом храме. Был расширен молитвенный зал, пристроен притвор и даже возведен купол с восьмиконечным крестом. В том же году Киприян Авраамович был избран городским головой, пребывая в этой должности до 1882 г. Естественно, что при его жизни никто не посмел ставить вопрос о сносе купола и креста, а когда он умер, то все попытки снести купол разбивались о сопротивление прихожан. С выходом в 1905 г. Указа царя Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» житомирские староверы воспользовались свободой вероисповедания и построили на общинные средства в 1906–1908 гг. школу для детей староверов. В 1914 г. была возведена каменная двадцатиметровая колокольня, и храм приобрел современный вид. К 180-летию в храме был произведен ремонт. Купол, который несколько лет назад находился в аварийном состоянии, теперь полностью восстановлен, и обновленный храм смог принять прихожан и многочисленных гостей, прибывших поздравить житомирских староверов с их храмовым праздником и юбилеем. Гости начали собираться еще с вечера 13 октября. Житомирских християн с их храмовым праздником приехали поздравить представители поморских общин Житомирской и Винницкой областей, а также других городов Украины, гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Накануне праздника была отслужена вечерня. А утром в самый день Покрова, несмотря на то, что праздник выпал на рабочий день, храм был переполнен прихожанами и гостями. Праздничную службу возглавил настоятель отец Никола Викторович Бабичев. Обновленный к празднику храм утопал в ярких осенних цветах, которыми благочестивые прихожане украсили иконы и клироса. Поскольку был храмовой праздник, молебен Покрову отслужили перед часами. На клиросе много певчих с красивыми, сильными голосами. Пение в Житомирской общине наонное. Непривычно, что поют несколько протяжнее, медленнее, чем у нас в Петербурге. (Но это, видимо, неизбежно — чем крупнее город, тем больше суеты и невольной спешки…) «Символ веры», а также молитву «Ослаби, остави» на большие праздники тоже поют, а не читают. После окончания службы с поздравительным словом выступил настоятель храма о. Никола Викторович Бабичев. После него житомирских староверов поздравил представитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Алексей Александрович Безгодов. От лица петербургских християн со словом обратился преподаватель воскресной школы при Невской Старообрядческой Поморской общине Кирил Яковлевич Кожурин. Затем выступил председатель Национально-культурного Общества старообрядцев-липован Украины Сергей Петрович Петров. Настоятелем о. Николой были зачитаны многочисленные поздравления, пришедшие от староверов Бердянска, Латвии и Беларуси. К юбилею храма старообрядческим издательством «Археодоксiя» была выпущена книжица Н.В. Бабичева и А.А. Безгодова «Старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в граде Житомире», посвященная истории староверия в Житомире и самому житомирскому храму. Весь тираж книжицы был пожертвован ее издателем и соавтором А.А. Безгодовым на нужды храма. После поздравлений гостей вокруг храма прошел крестный ход, в котором приняли участие порядка 200 человек. Под пение праздничных стихер и величаний, в преднесении Креста и икон Богородицы и св. Николы християне трижды обошли вокруг храма, после чего по местному обычаю прикладывались к святым иконам. Многие прохожие останавливались и с нескрываемым интересом наблюдали за крестным ходом. По окончании крестного хода состоялась братская трапеза. По старой русской традиции хлебосольные хозяева поставили столы прямо на улице, благо что погода выдалась замечательная, и октябрьское солнце еще ласково пригревало. Во время трапезы читалось поучение. * * * На следующий день, 15 октября, началось наше небольшое паломничество по другим древлеправославным храмам Древлянской земли. Праздник Покрова особенно почитается в этих местах. Воистину, «горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздник»! За время поездки посчастливилось побывать в трех Покровских храмах! (А всего в одной только Житомирской области 13 поморских общин, причем многие древлеправославные храмы продолжали действовать в советское время и никогда не закрывались.) В субботу мы (настоятель о. Никола Бабичев, А. А. Безгодов и автор этой заметки) прибыли в древний город Новоград-Волынский, который известен в нашей истории с XIII века. Был осмотрен местный моленный дом, а затем отслужена лития о здравии всех древлеправославных християн города Новограда-Волынского. И. о. наставника Димитрий Панфилович Руденко и староста храма Олимпиада Андреевна радушно приняли нас в своем храме. Чувствуется, что храм «намоленный», был построен еще до войны и никогда не закрывался. Олимпиада Андреевна поведала нам о чуде, которое недавно произошло с храмовой иконой Казанской Божией Матери: во время службы на глазах Богородицы выступили слезы. Новоград-волынские староверы решили сделать праздник Казанской Божией Матери своим храмовым праздником. В этот же день мы посетили столицу Древлянской земли – древний город Коростень (летописный Искоростень). Этим летом в городе прошли торжества — Коростеню исполнилось 1300 лет! На месте древнего городища на высоком кургане был поставлен внушительный памятник древлянскому князю Малу. Внизу, на берегу реки Уж сохранилась купальня, в которой по преданию купалась святая благоверная княгиня Ольга. Но здесь же и напоминание о совсем недавних трагических страницах нашей истории: Коростень находится всего в 30 км от Чернобыля. За городом уже начинается зона отселения. Староверческий храм находится в бывшем селе Человке, ставшем уже одним из районов города Коростеня. Настоятель храма любезно показал нам построенный буквально в последние годы храм. Местные староверы заботятся о благоукрашении храма: над зданием возведен купол и небольшая колокольня, покрашена крыша, церковная земля огорожена забором, а внутри поразили яркие вышитые рушники, украшавшие иконы и стены моленной, — ручная работа прихожанок храма. В доме християнки Марьи Евлампиевны помолились литию о здравии всех древлеправославных християн города Коростеня, после чего состоялся праздничный обед. 16 октября прошла служба в еще одном Покровском храме – в г. Бердичеве. С участием гостей была отслужена воскресная служба и молебен трем святителям московским Петру, Алексию и Ионе. Интересные особенности: на воскресной службе в Бердичеве, где пение также наонное, поют «Отче наш» и «Ослаби, остави». Но самое неожиданное: по исходном начале молитву «Все упование мое» с поклонами тоже поют. После службы А. А. Безгодов передал от российских староверов Бердичевскому храму литературу и денежное пожертвование на нужды общины. Была также отслужена лития за творящих милость и всех древлеправославных християн г. Бердичева, а после состоялась праздничная трапеза. Отрадно видеть, что за последние годы, несмотря на огромные трудности, не только обновляются старые храмы, но и строятся новые. В Житомире произведен ремонт храма, в Коростене построен новый храм, в Бердичеве – храм тоже новый. Усилиями наставника Николы Лифантьевича Лазаренко и старосты Полины Филипповны удалось получить разрешение на строительство Бердичевского храма. Старая вера и древние традиции бережно сохраняются древлеправославными християнами земли Древлянской, и Покров Владычицы не оставляет их. Везде, куда бы мы ни приезжали, принимали нас очень радушно и гостеприимно. Низкий поклон всем, кто нас принимал. Спаси, Господи, и помилуй раб Своих о. Николу Викторовича, о. Николу Лифантьевича, о. Ивана Федотовича, о. Димитрия Панфиловича, Олимпиаду Андреевну, Варвару Никодимовну, Марию Евлампиевну, Василия, Полину Филипповну и всех древлеправославных християн земли Древлянской! * * * Но наше путешествие на этом не закончилось. Впереди нас ожидала Белая Русь. К слову сказать, на территории Беларуси находится не менее 30 поморских общин, и здесь также очень много храмов, посвященных Покрову Пресвятыя Богородицы. Некоторые из этих храмов нам посчастливилось посетить. В ночь с 16 на 17 октября мы прибыли в г. Бобруйск, к настоятелю Покровского Старофорштадтского храма о. Ананию Васильевичу Китову, который радушно принял нас в своем доме и на другой день показал нам свой храм. Знаменательно, что у отца Анании на храмовый праздник Покрова приходится и день Ангела, и день рождения. В храме этим летом была выполнена удивительная по своей красоте роспись потолка, в центре которого вылеплен огромный восьмиконечный крест. В Бобруйске живет много староверов. Не всякий город может похвастаться тем, что в нем целых три староверческих храма. Нам удалось осмотреть (к сожалению, только снаружи) и храмы других бобруйских общин: Городской общины и Назаровской общины. В тот же день выехали в Минск. Председатель Минской Поморской общины Александр Николаевич Белов любезно показал нам городские достопримечательности. В Минске пока нашего храма нет. Из-за чиновничьей волокиты и действия ряда лиц, враждебно настроенных по отношению к староверию, передача земли под храм тормозится. Пока християне молятся на квартире. Будем и мы молиться о том, чтобы минские староверы, представители исконной ветви Православия, наконец-то получили свой храм в древней столице Беларуси! Последним городом, который мы посетили в нашем многодневном паломничестве, был Борисов. Здесь недавно была построена и освящена колокольня. Храм также освящен во имя Покрова Божией Матери. Настоятель о. Иван Иванович Рыбаков любезно показал нам храм, рассказал о его истории. Затем состоялся праздничный ужин в доме Ивана Ивановича Федорова, исполняющего обязанности наставника в Городском храме Пресвятыя Богородицы Казанския в Бобруйске. Этим летом Иван Иванович с юными причетниками своего храма участвовал в молодежном лагере в Подмолодье. В Бобруйске нам встретиться не пришлось, зато увиделись в Борисове. Однако наше путешествие уже подходило к концу, и надо было возвращаться домой, хотя многое, конечно, еще хотелось посмотреть… Напоследок хочется еще раз поблагодарить всех древлеправославных християн Украины и Беларуси и пожелать им телесного здравия и душевного спасения. Помози им, Господи, в их нелегких трудах по сохранению и приумножению Святой Древлеправославной Веры! И да хранит их всех под Своим Покровом Пресвятая Госпожа Богородица! Кирилл Кожурин
|