1



А. А. Безгодов СТАРОВЕРЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

(Краткий очерк)


В годы гонений, которые выпали на долю староверов после реформ патриарха-отступника Никона, многие верные наследию отцов вынуждены были бежать с родных мест и уходить в безлюдные пустынные места и даже за пределы своего отечества. Одним из таких мест становятся южные окраины Русского государства. Еще до раскола в южные степные районы уходило много народа от притеснений и несправедливостей, так появилась и окрепла казацкая вольница. И, наверное, это стало не последней причиной, что после реформы Никона многие казаки остались верными Старой Вере, которая как истинно народная, Соборная противопоставлялась никонианской вере – административно-бюрократической. Начиная с 1660-х гг. казаки включаются в активную вооруженную борьбу за древлее благочестие. В 1669-1671 гг. на Дону и в Нижнем Поволжье распространяется восстание Степана Разина, в том числе и под лозунгами восстановления Старой Веры. После разгрома разинского восстания некоторые отряды восставших проникают на Соловки и присоединяются к защитникам древлеправославной твердыни.

 В 1674 г. в нижнем течении Дона, на реке Чир основывает обитель преподобный Иов Льговский (ум. 1681), один из выдающихся ревнителей древлего благочестия, образец иноческого жития, устроитель многих обителей, нашедший здесь приют после вынужденного бегства из-под Льгова. После прений о вере в Кремле в 1682 г. и подавления стрелецкого восстания (известного как «Хованщина») и последовавших за этим казней многих руководителей староверия в донские пределы с последователями переселился великий подвижник и защитник старой веры, выходец из поморского края – игумен Досифей, настоятель Беседного Тихвинского монастыря и Куржецкой обители.

В первые годы церковной реформы казачьи области, имевшие некоторую автономию, смогли отчасти сохранить древлее благочестие, но после разгрома сторонников Старой Веры в Москве, особенно после указов царевны Софьи Алексеевны 1685 г., начались массовые репрессии против староверов, которых целыми семьями казнили и сажали в тюрьмы. Усилилось никонианское давление и в Донских землях. В эти годы движение за Старую Веру среди казаков вновь набирает силу. В 1686 г. атаманом Войска Донского становится сторонник церковной старины Самойло Лаврентьев, и вскоре на войсковом круге Старая Вера была объявлена государственной. Постановили – "Сверх старых книг ничего не прибавлять и не убавлять, и новых книг не держать", духовным руководителем на Дону становится игумен Досифей, подвизавшийся в основанном Иовом Льговским Чирском монастыре. Однако уже в августе 1687 г. С. Лаврентьев был арестован, многие староверы ушли дальше на юг и поселились вдоль рек Аграхани и Кумы (атаман Лёвка Маныцкий), где продолжили сопротивление. Часть казаков закрепилась на реке Медведице, где на острове построили укрепленное городище (захвачено царскими войсками в 1699 г.). 

В 1689 г. был разорен Чирский монастырь, после чего непреклонный игумен Досифей со своими сторонниками также переселяется в южные степи, в предгорье Кавказа, где вместе со священноиноками Феодосием и Пафнутием поселились на землях князя Кабарды Месеуста в урочище Можары (город Святой Крест, ныне Буденовск), основав крупное поселение староверов. Преподобный духовный отец, игумен Досифей, начав свою проповедь в защиту Старой Веры в Поморском краю, окончил свой земной путь предположительно на берегах Кумы в 1691 г. По преданию, тело своего духовного отца староверы забрали с собой на Кубань, где его и погребли.

 Примерно в это же время (1691 г.) известно соборное рассуждение, которое было составлено «Советом и изволением всего о Христе русского Христианства с одобрения игумена Досифея, донских и кумских иноков и братии, поволжских старцев и иноков во главе со священником Игнатием, поморских старцев и иноков, и западной братии». Таким образом, мы видим, что, не смотря на гонения, продолжали сохраняться связи даже между такими удаленными землями, как Поморье и южные донские и кумские степи.

 Еще одно испытание выпало на долю переселенцев в 1696 г., когда под давлением царской воинской команды пришлось уходить с Кумы и Аграхани еще дальше – на Кубань, бывшую тогда в пределах Крымского ханства. При этом на реке Сунже староверы подверглись нападению немирных горцев, в результате чего многие погибли. В это же время со смертью последнего священника прекращается и дораскольное священство в Предкавказье (около 1696 г.).

 Таким образом, после разгрома казачьего движения в 1680-1690-х гг. староверы расселились по берегам рек Кумы и Аграхани, Терека, Лабы и Кубани, став предшественниками будущих кубанских и терских казаков. А после разгрома в 1706-1708 гг. Астраханского и Булавинского восстаний, выдвигавших лозунги защиты старой веры, миграция староверов, в том числе и казаков, только усилилась и продолжалась весь 18 и даже 19 век. Так, в 1708 г. с Дона на Кубань (а позднее в Турцию) ушел значительный отряд казаков-старообрядцев под руководством атамана Игната Некрасова, их потомки теперь известны под именем «некрасовцев».

В  последующие годы  продолжался поток беженцев-староверов в южные пределы России и в Предкавказье, где они находили радушный прием у своих одноверцев. Таким образом, на Северном Кавказе сложились довольно компактные поселения староверов. Новая волна переселенцев-староверов связана с организацией Кубанского казачьего войска в 1860-х годах. В этих целях для заселения вновь организуемых станиц правительство распорядилось переселять семьи донских, астраханских и уральских казаков, а также записывать в казачье сословие крестьян, согласных поселиться на Кубани и нести воинскую службу. Среди переселенцев вновь оказалось большое количество староверов. Вот, к примеру, что известно об основании в 1862 г. станицы Гиагинской – известного в прошлом духовного центра поморского согласия на Кубани. «Среди прибывших переселенцев значительное число составляли казаки-староверы (195 человек). В основном это были донцы из станицы Новопокровской (23 семейства численностью 186 человек). Работы по возведению станицы проводились быстро». К началу 20 в. в Гиагинской станице кроме никонианской и единоверческой церквей, также значился и моленный дом староверов-поморцев.

 С появлением некоторых свобод вероисповедания в начале 20 в. стали проявлять общественную активность и староверы Северного Кавказа. Так, в станице Гиагинской трижды собирали местные Соборы – в 1908, 1925 и 1926 годах. Участвовали на Всероссийских соборах. В 1926 г. Собор проходил под председательством О.А. Строганова, были проведены выборы Северо-Кавказского областного Совета с центром в Ставрополе. Однако последующие события нашей истории не позволили староверам продолжать активное развитие церковной жизни.

 И, тем не менее, Старая Вера не угасла, люди продолжали регулярно совершать службы, даже если для этого приходилось собираться полулегально по частным домам.

 В 1989 г. с организацией Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви представители Северного Кавказа активно включились в его работу, в составе А.Ф. Онегова, А.А. Орлова, М.Д. Лазарева, позже в качестве Директора по восстановлению Соборного Храма в Токмакове приступил к работе Д.П. Рыжов.

 Удаленность Северо-Кавказского региона от центральных общин, и в то же время необходимость решать насущные проблемы на местах, наводили на мысль о необходимости восстановления Северо-Кавказского областного Совета, который и был создан на учредительном совещании в Лабинске в августе 2003 г. Председателем Совета был избран А.А. Орлов (ум. в дек. 2009 г.). Совет объединил поморские общины Краснодарского края и республики Адыгея. Позже зона ответственности расширилась за счет общин Ставропольского края. В будущем планируется распространить деятельность на Астраханскую и Ростовскую области.

 С октября 2004 г. председателем Северо-Кавказского совета избран И.С. Перегудов, духовный наставник Майкопской общины. Секретарем Совета избран Д.П. Рыжов. В 2006 году состоялся Третий Всероссийский Собор, на котором приняли участие 14 представителей Северо-Кавказского региона, некоторые были избраны в состав Российского Совета ДПЦ. В декабре 2009 г. вышел информационный листок, который планируется со временем превратить в газету-журнал «Вертоградарь» (Поморский вестник Кавказа), который стал бы печатным словом местного Совета.

 В настоящее время в Северо-Кавказском регионе общины староверов-поморцев действуют в Краснодарском и Ставропольском краях и в республике Адыгея. До начала 1990-х годов, вероятно, наиболее крупной на Кавказе общиной была Грозненская, причем в Грозном было сразу две общины. В одной на молитву собирались в частном доме одного из прихожан, в другой общине моленная была организована в арендованном доме. Однако в 1990-х годах, по известной причине, общины фактически прекратили свое существование, и на настоящее время есть только отрывочные данные, что небольшая группа продолжает молиться на дому в одном из районов Грозного. Бывших прихожан Грозненских общин теперь можно встретить во многих других общинах. На Кавказе «грозненцы» есть во всех общинах, причем в некоторых из них они входят в актив общин, служат на крылосах и являются наставниками. Кроме того, переселенцами из Грозного основана Тимашевская община.

 В наше время, пожалуй, крупнейшей является Белореченская община, молитвенный храм которой построен еще в конце 19 в. и освящен во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Где-то в этих краях, по старообрядческому сказанию, находился поморский Белогорский монастырь, и мы были бы весьма признательны, если бы кто то смог предоставить нам хоть какую-то информацию об истории и судьбе этого монастыря.

 Таким же старым является здание общины в станице Тбилисской, которому уже более ста лет и которое также посвящено Покрову Богородицы.

 Новые храмы построены в 1990-х годах в Лабинске и в 2002 г. в селе Красногвардейское. В Ставрополе, Ессентуках, Тимашевске и Майкопе под моленную приспособлены частные дома, причем в Майкопе в ходе ряда пристроек получился вполне просторный храм. В Ставрополе ведутся подготовительные работы по строительству нового каменного храма, проект которого уже готов.

 Кроме этого, еще в ряде мест проходят службы с различной регулярностью, а именно в Сочи, Гиагинской, Невинномысске, Зеленокумске, Курганинске и др. Ведется работа по организации общины в Краснодаре.

 

В октябре 2009 года с целью ознакомления с общинами Северного Кавказа в обзорную поездку отправились член Российского Совета ДПЦ Алексей Безгодов и головщик Невской Поморской общины (СПб) Арсений Шамарин. Одним из первых пунктов поездки стал город Ставрополь. Ставропольская община в настоящее время ютится в двух

Ставрополь. Наставник общины

Ставрополь. Возле дома молитвы

небольших комнатках, которые находятся в частном доме на двух хозяев, но уже ближайшим летом планируется начать работы по строительству нового каменного храма на участке, пожертвованном прихожанкой и находящемся недалеко от старой моленной. Храм будет построен в районе, в котором в прошлом жили только староверы, да и сейчас они здесь составляют большинство жителей, раньше здесь же был и старый храм, который был изъят и превращен в магазин, но старое здание уже не сохранилось.  Проект нового храма уже готов, осталось получить разрешение на строительство и можно будет с Божией помощью приступать к работе. А как уже всем прихожанам хочется поскорее оказаться в новом храме! В проекте на бумаге, кроме молитвенного зала, можно увидеть и отдельную крестильню, и требную комнату, и комнаты для отдыха, и трапезную, и кухню, подсобные помещения и даже помещения под мастерские (под свещную).

Есть и хороший наглядный пример. Не так давно, в 2002 году был освящен новый храм в селе Красногвардейское. Село находится недалеко от Ставрополя среди бескрайних полей на берегах реки Егорлык. Поморский храм стоит на окраине села, на небольшой площадке и имеет со всех сторон хороший обзор. Недалеко от храма, через перелесок  расположено староверское кладбища. Храм имеет колокольню с куполом и замечательный зеленый палисадник. В Красногвардейском мы были буквально пару часов, но нам был устроен настолько радушный прием, что мы успели не только перекусить и поговорить о жизни общины, но и пропеть некоторые песнопения.

На ночевку мы вернулись в Ставропольскую общину. Мы от всей души благодарны гостеприимным хозяевам, которые нас ни свет, ни заря встретили, накормили, устроили на ночлег, да еще и в дорогу снабдили провиантом. А дорога-то была вовсе и недолгой, уже через несколько часов после выезда из Ставрополя мы оказались в городе-здравнице в Ессентуках.

 Ессентуки, несмотря на вторую половину октября, встретил нас тридцатиградусной жарой. День оказался субботним, а потому, особо не задерживаясь у приютивших нас хозяев дома, мы направились в моленную, которая находится в центральной части города в частном секторе. Службы здесь продолжительные, служится полностью весь круг. Утром служба начинается в 7 утра. В моленной поддерживается строгий уставной порядок. После службы была устроена непринужденная беседа на духовные темы, некоторые задавали волнующие вопросы. Среди прихожан много переселенцев из Грозного, община которого была известна своими особыми строгостями, как в следовании устава, так и в соблюдении бытовых норм. Вообще поморские общины на Северном Кавказе приятно удивляют сохранением традиционных норм – как в быту, так и в отношении к внешнему миру, особенно если учесть, что общины в основном городские. Немирщение соблюдается даже в молодых семьях, что особо отрадно.

В Ессентуках мы жили не в самом городе, а в казачьей станице Ессентукской, которая оказывается даже почти такой же по площади, как и сам город и разделяется с ним лишь небольшой рекой Подкумок. Чтобы немного отдохнуть от поездки, не забыли и о культурной программе, побывали в Пятигорске и Кисловодске, поднялись на гору Машук и гору Кольцо, посетили традиционный кавказский (черкесский) рынок.

Лабинская моленная

Встреча с Антониной, участницей молодёжного лагеря

Далее наш маршрут лежал через Армавир в Лабинск. Лабинск – город небольшой и в относительно недалеком прошлом был станицей. Староверы здесь также живут, как говорится «издревле». Но вот поморский храм здесь построен недавно, так как старый не сохранился. Современный храм появился во многом благодаря недавно почившему наставнику Андрею Андриановичу Орлову, который построил этот храм, можно сказать, собственными руками в 1990-х годах. Теперь настоятелем храма служит Илья Михайлович Блюдиков, который еще в 1980-х годах начал служить наставником в поморской общине г. Грозный.

Моленная в Майкопе

Наставник майкопской общины И.С.Перегудов (в центре)

На следующий день помощник Лабинского наставника любезно согласился довезти нас до моленного дома в Майкопе. Майкоп – это столица республики Адыгея. Моленная здесь первоначально располагалась в небольшом частном доме, но трудами своего наставника и всей общины были сооружены пристройки, благодаря которым моленный храм стал довольно просторным, здесь же оборудована трапезная и имеется небольшой внутренний дворик. Духовный наставник Майкопской общины И.С. Перегудов является также председателем Северо-Кавказского областного Совета ДПЦ.

 После Майкопа мы заехали в село Великовечное, где погостили у Дмитрия Петровича Рыжова. С его слов мы узнали, что готовится выпуск информационного листка  (вышел в декабре 2009 г.), который планируется со временем превратить в газету-журнал «Поморский вестник Кавказа», он мог бы стать печатным словом местного Совета.

Белореченский храм

Белореченск. В первом ряду справа Д.П.Рыжов

Из Великовечного мы проехали в Белореченск. Где-то в этих краях по старообрядческому сказанию находился поморский Белогорский монастырь. В Белореченске находится наиболее крупная община и самый старый из действующих поморских храмов на Северном Кавказе. Храм бы построен еще в конце 19 века из бревен, сейчас он полностью обшит железом и окрашен. Сам храм просторный и светлый. Рядом с храмом по местной традиции имеется большая трапезная, но кроме нее еще устроены столы, прямо на улице под навесом.

 Недалеко от Белореченска находится станица Гиагинская, известная в истории староверия своими соборами в начале 20 в. Из сведений об основании станицы известно, что строилась она в 1862 г. «Среди прибывших переселенцев значительное число составляли казаки-староверы (195 человек). В основном это были донцы из станицы Новопокровской (23 семейства численностью 186 человек). Работы по возведению станицы проводились быстро». К началу 20 в. в Гиагинской станице кроме никонианской и единоверческой церквей, также значился и моленный дом староверов-поморцев. В настоящее время в станице община небольшая, молятся на дому, да и то нерегулярно, многие староверы выехали из Гиагинской, в том числе в ближайшие города в Белореченск, Курганинск и Майкоп.

 Из Белореченска мы отправились в Сочи, где также есть небольшая группа поморцев, а уже на следующий день уехали в Абхазию, где посетили памятные места связанные с первыми веками христианства. 


Сайт "Староверы в Рыбацком" 29.04.2010.

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.