|
Непредсказуем и загадочен, интересен и в тоже время обычен, прекрасен и своеобразен наш край – Сибирь… В зачастую, люди стремятся сюда в надежде обрести уединение в молитве и труде, отдых от больших городов, в поиске гармонии и «смысла жизни».... Для всех них кажется, что они – первопроходцы, что Сибирь – то место, где остановилось время, не проникает цивилизация, и что здесь все так же, как и 100 лет тому назад. Одним из показателей такой «древности» считалось состояние староверия в Сибири. Но с болью в сердце скажу, что этот показатель, к сожалению, самый неуместный. На дворе XXI век, и как бы нам ни хотелось повернуть время вспять, окунуться с головой в древность, – возможно это только в нашем безграничном воображении… Разлагающее влияние безбожной советской власти на людей застопорило развитие староверия. К счастью, не все люди оказались слабы духом и верой, недаром их прозвали сибиряками. Вновь созданный в 2006 году Сибирско-Алтайский Совет всерьез озабочен проблемой воспитания, образования и общения молодежи как будущего Староверия. На примере крупнейших сибирских городов (Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Новосибирск, Иркутск, Бийск и др.), где практически нет моленных домов, духовных отцов, не осталось грамотных чтецов, певцов, вести службу некому и т.д., видно, что староверие разваливается. Встает вопрос: как быть? как не допустить угасание «светильника Веры»? Как организовать молодежь, чтобы церковь не вымирала? Удалось-таки потомкам кое-что донести до наших дней и вот... наступило 9 июля 2007 года. День открытия 1-го Сибирского молодежного староверческого лагеря. Хорошим примером тому послужили христианские молодежные слеты и лагеря на базе Невской Старообрядческой Поморской Общины, теперь уже со стажем, хорошей практикой и навыком. Используя опыт НСПО (как пример для подражания), на заседании САСа было одобрено предложение секретаря САС Саблиной Зои Мануиловны и принято решение провести первый Сибирский лагерь в 2007 году на территории Горной Шории под опекой Таштагольской общины. В лагере присутствовали представители из самых отдаленных уголков Сибири и Алтая: г. Минусинск Красноярского края, г. Бийск Алтайского края, Мыски, Калтан, Таштагол, Шерегеш, Чугунаш, п. Темир-Тау, Осинники – это общины Кемеровской области, г.Саяногорск Республики Хакасия, г. Кызыл Республики Тыва. Это было первое серьезное мероприятие, организованное руководством Сибирско-Алтайского Совета. Сама идея возникла у ребят, посетивших лагерь 2005 г. в д. Подмолодье, организованный Невской общиной и РС ДПЦ. Эта незабываемая поездка дала толчок в пробуждении молодежи Сибирского региона. Много шума наделали рассказы участников и, конечно же, фотографии. Видя счастливые лица рассказчиков, невозможно не прочувствовать все то, что чувствовали они, а значит... побывать в староверческом лагере. Но... Сибирь... Тысячи километров отделяют ее от Центра Староверия... Безнадежность охватывает ребят, когда они понимают, как же это далеко, как же это нереально... Но вера в Бога и в то, что все не так плохо, как думается, давала ребятам хоть какую-то надежду в исполнение их мечты. Они предложили организовать свой лагерь в Сибири. Большинство молодежи Сибирского региона с радостью поддержали эту идею и предложили свою помощь по обустройству лагеря. Относительно места проведения долгих споров не было, т.к. подготовить материальную базу за полгода было слишком сложно. Поэтому христолюбивые члены Таштагольской общины предложили в качестве места проведения живописный уголок сибирской тайги, т.е. небольшую деревушку под названием «538-й км», где испокон веков жили староверы – предки династии Саблиных. Низкий поклон богобоязливому христианину Таштагольской общины, Александру Мануиловичу Саблину, предоставившему в распоряжение участников лагеря свой огромный дом, для проведения молитвы (нижний этаж), и для проживания девушек (чердак). А также поклон ему за грамотное руководство по подготовке материальной базы лагеря (строительство печки, изготовления лавок, столов для братской трапезы, перестройка бань и чердачных помещений). В целом, в распоряжение участников лагеря были предоставлены два дома для проживания и молитвы, дом для трапезы, три бани. Сравнительно большая территория была освобождена деревенскими жителями для будней лагеря. По согласованию с руководством САСа, лагерь поступал в полное самоуправление насельникам лагеря. Приказом САСа в совет по руководству лагеря назначались: по хозяйственной части – Чепкасов Л.М., по духовной части – Востриков А.В., по связям с общественностью – Саблина П.В. Как уже было сказано раньше, основой для проведения лагеря послужил лагерь ДПЦ в Подмолодье, в котором принимали участие сибирские ребята и, соответственно, поэтому было много схожих черт в организации и поведении. К примеру, таких, как общежительство (несколько домов, чердаки), расписание служб, обучение церковнославянскому чтению, порядку службы, пение кафизм и духовных стихов, двухразовая трапеза, традиция звонить в колокол перед обедом и молитвой, дежурство по лагерю, поздравление именинников, борьба с комарами, шашлыки в последний день. Но, как и в каждом новом месте, появились традиции и у нас, в Сибирском лагере. Самоуправление в лице трех насельников лагеря, поклонение Кресту Аввакума, туристический марш–бросок в горы на архипелаг Верблюды, день открытых дверей, школа искусств, организованная участницей лагеря Ольгой Самариной. А также огромный перечень досуговых занятий и хозяйственных работ (добыча кедровых шишек и их дружное поедание, обработка картофельных полей, сенокос, футбольные матчи, сплав на лодках по горным рекам, настольный теннис, соревнования стрелков из ружья и многое другое). Все эти мероприятия придавали лагерю своеобразную самобытность. Отдаленность от близлежащего цивилизованного населенного пункта, окунала приезжих ребят в атмосферу далекого прошлого, мирного и духовно богатого, когда люди и не знали о соблазнах большого города, техногенных катастрофах и прочих глобальных проблемах, а больше времени уделяли спасению своей души, труду и общению с природой. Именно здесь понимаешь всю ничтожность бытия, и глубокое сожаление охватывает душу при мысли, что все-таки придется вернуться к обыденности. Ребят, побывавших впервые в лагере, беспокоили разные страхи и сомнения перед поездкой. Каждый из них колебался – стоит ли пробовать? А вдруг кормить будут плохо (2 раза в день! Какой ужас!), вдруг заставят читать, а я плохо умею и многие другие «страшные» мысли. Но уже к концу лагеря они со смехом рассказывали об этом своим новым друзьям. Главным духовным событием лагеря стало празднование верховным апостолам Петру и Павлу. Этот день ребята называют Днем Открытых дверей. На службу было разрешено приехать всем желающим христианам, коих собралось немало. Службу проводил д.н. Андрей Петрович Саблин. Во время молитвословия на иконостасе было поставлено распятие протопопа Аввакума, привезенное в лагерь для поклонения. По окончанию службы, все гости лагеря были приглашены разделить праздничную братскую трапезу. Вне всякого сомнения, гостям хотелось также пообщаться с собравшейся молодежью. Поэтому после трапезы все отправились в зал для духовных бесед. Прихожанка Таштагольской общины М.М. Кологреева подготовила доклад на тему «Житие протопопа Аввакума и история появления Креста Аввакума в Сибири». Низкий поклон ей за столь исчерпывающую информацию, так доступно изложенную слушателям. Многие из присутствующих в этом зале даже и не подразумевали, что сегодняшняя служба состоялась под покровительством распятия, находившегося в личном пользовании мученика и страдальца за веру Христову. После этого все присутствовавшие поклонились Кресту и совершили его целование. Разговоры и обмен опытом с прихожанами сибирских общин проходил в дружественной обстановке. По окончанию беседы, все участники лагеря спели для гостей «гимн староверия», т.е. духовный стих, больше всего почитаемый в Сибири под названием «Аввакум и семья в изгнании» («В Даурии дикой, пустынной...»). Нет слов, чтобы описать эмоции и ощущения всех присутствующих... Слаженный хор молодых голосов, поющих о горестях и страданиях мученика, настолько были искренними и проникновенными, что в зале не нашлось человека, у которого не выступили бы слезы на глазах... 13 июля состоялось самое долгожданное в лагере событие культурно-познавательного характера. Ребята совершили марш-бросок в горы до архипелага «Верблюды». Горы… Самый прекрасный уголок Южной Сибири называется Горной Шорией, т.к. расположен наш район среди гор, а благодаря местному коренному населению под названием «шорцы» появилось и второе слово, ныне определяющее название района. Надо заметить, что Горная Шория – это район в горах, где наиболее всего развит туризм. На это событие был отведен целый день, несколько гигабайт памяти цифровых фотоаппаратов и много-много энергии. Ребята получили огромное количество положительных эмоций от катания на остатках прошлогоднего снега, еще не растаявшего на склонах и безграничное вдохновение от прекрасных пейзажей. По правде говоря, картина цепи гор, вершины которых покрывают белой пушистой шапкой облака, настолько завораживает… Пожалеешь, что не художник... Воистину, сюда хочется вернуться еще не раз и вновь увидеть всю красоту бытия с вершины, подумать о горестях мирской жизни, суете, о вечности, все осмыслить, слиться воедино с природой... Но оставалось еще 2,5 дня лагеря... Нужно было возвращаться.... Впереди была воскресная служба, чтение докладов участников, заключительное заседание, большой футбол и, конечно же, шашлыки! Стоит заметить, что программа мероприятий была настолько насыщенной, а времени на их проведение так мало, что ребятам приходилось спать по несколько часов в сутки, но, тем не менее, на третий день уже никто не жаловался, все понимали: надо успеть! Проспишь – упустишь! В последний день пребывания в лагере ребята заслушали доклады участников. Дионисий Кологреев подготовил доклад «О вреде алкоголя», Александр Востриков подробно, доступно и красочно рассказал о житии и подвигах св. Александра Невского во имя спасения Святой Руси. А также на собрании был зачитан доклад, составленный прихожанкой Таштагольской общины Ириной Аристовой, «О волховании». На собрании участники лагеря постановили: 1. 2-му Сибирскому лагерю 2008 года – быть! Единогласно! 2. Выразить огромную благодарность Сибирско-Алтайскому Совету за организацию такого масштабного мероприятия, а также всем тем, кто помогал в обустройстве лагеря, предоставлял материальную базу, духовно окормлял и молился за нашу молодежь. В связи с этим была отслужена лития за всяко прошение. 3. Увеличить срок проведения лагеря до 3-х недель. 4. В свою очередь, участники лагеря обязуются донести информацию о прошедшем лагере прихожанам в своих общинах, а также личными усилиями увеличить состав лагеря 2008 г. вдвое. 5. По возможности написать отзыв о прошедшем лагере. Ну, вот и все... Последний совместный вечер участников лагеря в этом году, последняя служба, на которой новички показали свои знания и навыки, приобретенные во время обучения в лагере, последние разговоры, шашлыки, последняя игра в волейбол... Вот и пролетело это время как день, как миг... Много было хлопот, переживаний, сомнений... И вот, все закончилось... Все получилось! Это была всего лишь первая ласточка в наших суровых Сибирских краях, возвещающая о пробуждении, о становлении, о возрождении староверия Сибири... Истина была в словах людей, со вздохом восхищения и умиления, со слезами говоривших: «Вот она – Сибирская Русь! Слава Богу! Жива!» Есть все-таки в Сибири «золотой фонд» молодежи, которая, несмотря на молодость, поступает мудро, по правде, по совести, не оглядываясь на свою выгоду. Так давайте же объединимся и поддержим друг друга в это нелегкое время становления, поможем сохранить и приумножить все те духовные богатства, которые наши предки ценой своих жизней и сломанных, искалеченных судеб донесли до нас! И, возможно, был прав председатель РС ДПЦ О.И. Розанов, приехавший впервые в 1992 г. в Сибирь, говоря такие слова: «Староверие России Сибирью прирастать будет!» Павла Саблина
|
|
Сайт "Староверы в Рыбацком" 09.03.07. При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна. Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов. |