1



Международный фестиваль древлеправославной культуры в Эстонии


С 23 по 26 августа 2007 г. в Эстонии прошел первый Международный фестиваль древлеправославной культуры «Пейпус» (так на эстонском языке называется Чудское озеро, вдоль западных берегов которого русские староверы живут в Эстонии со второй половины XVII в. Основной задачей, которую поставил перед собой фестиваль, является возрождение традиционной культуры староверов Эстонии и распространение знаний о древлеправославной культуре, имеющей более 350 лет общей истории с эстонским народом. Уникальная возможность познакомиться с культурой и обычаями старообрядцев была у жителей Таллинна, Тарту, Муствеэ и Калласте.

 Исконно русское население Эстонии – древлеправославные русские – проживали здесь с XII-XIII веков. Первые старообрядцы из России появились в Южной Эстонии (Лифляндии) в конце XVII века. Исторически на землях современной Эстонии, как и на землях других стран Балтии, проживали староверы-безпоповцы. В начале XVIII века федосеевцами был основан Ряпинский монастырь. Сам основатель федосеевского согласия Феодосий Васильев в монастыре не жил, но был перезахоронен на старообрядческом кладбище Ряпинской мызы. Монастырь процветал до тех пор, пока в 1718 г. его настоятель Константин Фёдоров не перешел на сторону новоoбрядцев, и вскоре в монастырь по ложному доносу была вызвана воинская команда. Несколько старообрядцев арестовали, и в 1722 г. ряпинские скиты были уничтожены окончательно. Часть спасшихся староверов обосновалась в деревне Черной неподалеку от Нарвы. Большинство же осели в Причудье и в Дерпте (ныне – Тарту).

В XVIII веке началось строительство староверческих деревянных моленных. Достоверно известно об открытии моленной в Кикита в 1740 г. К началу XIX века были моленные в городах Ревеле (Таллинне) и Дерпте, в деревнях: Казапели (Казепяэ), Красных горах (Калласте), в селе Черном (Муствеэ), Воронье (Варнья), Межах (Пийрисаар) и Кольки (Колкья). В Южной Эстонии (Лифляндии) старообрядцы проживали компактно числом около 3000 человек в 19 деревнях по берегам Чудского озера в Дерптском уезде в имениях: Флемингсгоф, Вотикфер, Кокора, Алацкиви, Кавасту, Кастер и Айа. В самом Дерпте в этот период числилось около 150 староверов. В Северной Эстонии (Эстляндской губернии) до середины XIX века староверческое население концентрировалось в двух основных центрах: на северо-западе – в Ревеле и на северо-востоке – вдоль северного побережья Чудского озера (Олешница), а также в деревнях близ Нарвы – Черная и Уха.

В настоящее время в Эстонии проживает примерно 15 тысяч староверов и их потомков – в основном, в районе Причудья. Они объединены в 11 общин (в деревнях Рая и Малые Кольки – федосеевцы; в Калласте, Муствеэ, Казепяэ, Киките, Больших Кольках, Воронье, на острове Пийриссаар, в Тарту и Таллинне – поморцы). Однако на сегодняшний день традиционная культура староверов Эстонии находится под угрозой угасания. Утеряны традиционные ремесла и рукоделие, далеко не в полном объеме бытует музыкальная культура, а традиционный фольклор исполняет только один детский коллектив. Всего один художник работает в традиции древнерусского искусства, в том числе владеет кириллическим письмом – уставом и полууставом. Утрачена местная иконопись, а иконы нередко реставрируют (и реконструируют) люди, не владеющие традицией. Вместе с тем, широко известно, что в Причудье еще в 30-х годах прошлого столетия существовала местная иконописная школа, созданная Г.Е. Фроловым…

 * * *

 Фестиваль древлеправославной культуры «Пейпус» проходил под эгидой Общества

Павел Григорьевич Варунин

 культуры и развития староверов Эстонии. Организаторами фестиваля выступили председатель Общества и одновременно председатель Союза Старообрядческих общин Эстонии Павел Григорьевич Варунин и Земфира Лампманн – руководитель проектов по возрождению культуры староверов, директор фестиваля «Пейпус». Идея проведения фестиваля, разработка его тематической структуры и формата, и все, что связано со светской стороной этого культурного события, общее художественное и практическое руководство – было делом директора фестиваля Земфиры

Земфира Лампманн

Лампманн. Все, что связано с внутриобщинной жизнью староверов, в том числе заказ и установка могильного креста на могиле иконописца Гавриила Евфимовича Фролова в деревне Рая, богослужения в Калластеском старообрядческом поморском храме, – легло на плечи Павла Варунина. Перед организаторами фестиваля стояла непростая задача: соединить внутри единого культурного события праздничную светскую часть программы со строгой церковной. И нужно сказать, что в целом организаторам удалось найти «золотую середину».

Фестиваль проходил при поддержке Бюро министра по делам народонаселения, Министерства культуры, Министерства социальных дел, Таллиннской мэрии, Фондов Eesti Kultuurkapital и Hasartmängumaksu Nõukogu.

 * * *

 Следует особо отметить прекрасную организацию фестиваля. Программа Первого международного фестиваля древлеправославной культуры «Пейпус» на четыре дня была расписана по минутам. Гости прибыли из Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Риги, Нижнего Новгорода, разных городов Эстонии и даже из села Хасурта, что находится в Бурятии.

Открылся фестиваль мастер-классом по знаменному (или крюковому) пению. Провести его приехал Н.Г. Денисов, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории, старший научный сотрудник Научного центра народной музыки им. К.В. Квитки Московской консерватории, член Союза композиторов. Ему также принадлежит научное открытие, сделанное в деревне Рая. Именно там Денисов обнаружил носителей древнего уникального федосеевского пения.

Крюковое пение, или, по-другому, знаменный распев – основной вид древнерусского церковного пения. Напевы записываются особыми знаками – знаменами, или крюками. На сегодняшний день знаменный распев сохранился только у старообрядцев. Одним из таких уникальных хранителей этой традиции является молодежный хор «Аненай» Невской Старообрядческой Поморской общины Санкт-Петербурга, приглашенный участвовать в фестивале. Хор впервые выступал в Эстонии и исполнил древнерусские и старообрядческие духовные стихи, в том числе некоторые стихи из собрания И.Н. Заволоко, записанные им в Причудье. Наряду с хором Невской Поморской общины в концерте духовной музыки, проходившем в Русском театре Эстонии в Таллинне, выступили мужской клиросный хор Нижегородского старообрядческого храма Успения Божией Матери и колоритный хоровой ансамбль «семейских» старообрядцев Забайкалья (с. Хасурта, Бурятия).

Кирил Акилина Вадим Ольга Михаил
Участники фестиваля от Невской общины

Вторым событием, которое состоялось впервые в Эстонии, был мастер-класс по иконописи и реставрации под руководством иконописца из Вильнюса Георгия Яковлева. Обучался он своему ремеслу с 16 лет. Яковлев – ученик известного старообрядческого иконописца и реставратора Ивана Ипатьевича Михайлова (1893–1993). Рукой Яковлева написано более 600 икон, расписано множество крестов. Иконами его письма украшены иконостасы старообрядческих храмов Литвы, Латвии, Польши, Белоруссии, России и частные дома староверов. Среди созданных им образов – икона «Покрова Пресвятой Богородицы» в Свято-Покровском храме Вильнюсской старообрядческой общины, «Вознесение Господа нашего Христа», «Тайная вечеря», иконостас в общественном доме Вильнюсской общины и др. Георгий Яковлев привез и показал икону св. Иоанна Богослова, писанную им по заказу организаторов фестиваля для храма Калластеской Старообрядческой Поморской общины. Попасть на мастер-класс к Георгию Яковлеву желающих было немало: «переаншлаг», как назвала это директор фестиваля Земфира Лампманн. Присутствовали очень многие местные реставраторы и иконописцы. Яковлев подробно рассказывал, как, что и по каким правилам он делает.

Также в рамках фестиваля «Пейпус» в Таллиннском Доме кино было показано несколько документальных фильмов о староверах. Кинопоказ был организован в сотрудничестве с Московским международным фестивалем визуальной антропологии в МГУ им. М.В. Ломоносова. Кроме того, в программу включен фильм об эстонских староверах режиссера Пеэтера Сийма, снятый в 2001 г. Было показано шесть интересных фильмов о староверах Прикамья, Урала, Северного Кавказа: про общинную жизнь, про крюковое пение, просто про людей и их жизнь.

Фестиваль в Таллинне закончился концертом старообрядческого фольклора. В нем принимали участие детский хор Колкьяской школы под руководством Марины Авдеевой, который исполнял древнерусские духовные стихи, фольклорный ансамбль Нарвского музея «Супрядки», исполнявший русские народные песни, записанные в Калласте, и фольклорный ансамбль «Родник» «семейских» староверов Забайкалья, который показывал свадебный обряд.

«Значение этого фестиваля переоценить трудно, — говорит Земфира Лампманн. — Не хочется хвалить самих себя, но, по признанию всех участников фестиваля, среди которых были и ученые деятели высокого ранга, это событие можно назвать событием мирового значения. То, что происходило эти четыре дня в Эстонии, раньше не проводилось нигде».

После двух дней, проведенных в Таллинне, фестиваль продолжился в других городах Эстонии – в Муствеэ, Тарту и Калласте.


Участники хора "Аненай" Невской Поморской общины Нижегородский клиросной хор Ансамбль "Родник" Валерий и Анастасия

 * * *

 Наиболее значимым в духовном плане событием фестиваля стала соборная панихида по духовному наставнику и иконописцу Г.Е. Фролову, отслуженная 25 августа с особой торжественностью в моленной деревни Рая при участии петербургских и рижских госте9й и последующее освящение на местном старообрядческом кладбище креста на могиле выдающегося иконописца. Наставник Рижской Богоявленской старообрядческой поморской общины Алексей Каратаев освятил крест — подарок от старообрядческой общины латвийского города Резекне.

Значение личности Гавриила Евфимовича Фролова (1854–1930) для истории Староверия в Причудье трудно переоценить. Он создал здесь в конце XIX века уникальную иконописную школу. Среди его учеников – известные иконописцы XX столетия: П.М. Софронов, М.Г. Солнцев, Ф.А. Мызников, Д.Н. Поляков, Н. Глухов. Фролов передавал своим ученикам не только секреты древлеправославного искусства иконописи, но обучал их церковному знаменному пению и на личном примере истинному благочестию вкупе с ежедневными молитвами. Благодаря Фролову деревня Рая (Раюши), в которой издавна существовала федосеевская община, на долгие годы становится духовным центром старообрядцев Эстонии. Кроме мастерской, в Рая была открыта школа для детей староверов, где преподавалась церковнославянская грамота и крюковое пение. Все деньги за свои работы Гавриил Евфимович отдавал общине или тратил на покупку книг. До конца жизни он фактически руководил жизнью общины, был наставником, представлял Раюши на V съезде старообрядцев Эстонии, состоял в списке кандидатов в депутаты от причудцев в Государственное собрание IV созыва.

Отношение к иконописанию как к «святому делу» обосновывалось в работе Фролова «Святые отцы об иконописании». Были изданы и другие его сочинения, в т.ч. богословско-этический труд «Путь к прощению грехов», брошюры «О Каиновой жертве», «Какая жизнь, такие и догматы», на страницах журнала «Родная старина» опубликованы его статьи «О покаянии», «О мировом страдании» и др.

За свою долгую жизнь Фролов написал множество икон, распространившихся по всему миру. Однако вершиной его иконописного творчества стал старообрядческий храм в Рая, построенный, в основном, на его собственные средства и расписанный им совместно с учениками. Кроме 15 подлинных старинных икон, в храме было около 200 икон Фролова, размещенных в многоярусном иконостасе. К величайшему несчастью, 30 августа 1944 г. храм сгорел. Пропали древние иконы «Воскресение» московского письма, поморские «Деисус», «Тихвинская», «Вход в Иеросалим», «Богоявление» и др., а также богословские и другие труды Фролова.

Гавриил Евфимович вел подвижнический образ жизни, семьи у него не было. Но в доме его постоянно проживало несколько человек, посвятивших себя Богу, что породило легенду о старообрядческом монастыре в Раюшах. На похороны Фролова 2 октября 1930 г. собралось до 2,5 тысяч человек.

После смерти Гавриила Евфимовича Фролова остался большой архив и библиотека (119 томов), в которой была представлена литература по старообрядчеству и множество библиографических редкостей. До гибели Раяского храма при нем была небольшая комнатка, где были собраны вещи Фролова. Его библиотека положила начало старообрядческому музею в Рая, в котором в настоящее время насчитывается до 250 книг и рукописей XVI-XIX вв. Древнейшие из них из Соловецкого монастыря и Белозерья, более поздние книги XIX в. — из различных монастырей Новгорода и Москвы. В небольшом скиту в Рая хранятся рисунки учеников Фролова конца XIX в.

На следующий день, 26 августа, в храме Успения Богородицы в Калласте прошла воскресная служба при участии клирошан из Риги и Санкт-Петербурга. Отрадно было видеть, что необыкновенно благолепный храм, где молилось не одно поколение причудских староверов, в этот день был наполнен прихожанами. После богослужения состоялось выступление старообрядческих хоровых коллективов перед жителями города Калласте под открытым небом, на городской пощади. 

Итогом фестиваля древлеправославной культуры «Пейпус» стало рождение массы идей его дальнейшего продолжения. Хочется надеяться, что эти благие начинания получат достойное продолжение.


Портрет Гавриила Евфимовича Фролова Лития на могиле Г.Е.Фролова Таллинская моленная Моленная в Калласте
   
  Моленная в Раюши  

        Кирил Кожурин


Сайт "Староверы в Рыбацком" 26.03.07.

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.