10 (23) апреля 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована старообрядческая община старопоморского безпоповского согласия 3 ч. г. Витебска и пригородной слободы.
На Витебщине большую часть старообрядцев составляли безпоповцы. В Полоцком уезде влиятельные духовные наставники жили в деревнях Жарцы, Заборье, Горопляны, Ортейково, Тродово, в городе Полоцке и др. В архивах и монографической литературе о старообрядцах до наших дней не сохранилось примеров из жизни и деятельности духовных наставников безпоповцев на белорусских землях в конце XVII и в XVIII вв. Более богатым на факты оказался XIX в. Как отмечает в своей книге «Сведения о начале распространения и разделения раскола и о расколе в Витебской губернии» Василий Волков (никонианский поп. – К.К.), первым духовным наставником безпоповцев в Витебске был странник из Великороссии Ульянович, который запрещал законный брак, «был врагом картошки, чая и табака». После смерти Ульяновича духовным наставником в конце XVIII – начале XIX вв. был Викула Григорич с Рязанщины. Его сменил Иван Борисович (умер 25 сентября 1810 г.). Затем духовным наставником был Лука Антонович Сухарев, родом из Москвы (умер около 1825 г.). Последующими духовными наставниками были витебский мещанин Егор Иванович Поляков (умер в 30-е годы XIX в.), Мойсей Петров (умер в 40-е годы XIX в.). Перед присоединением витебских безпоповцев к единоверию духовным наставником был Никита Минич Минин (умер в 1853 г.). Он был очень образованным человеком: любил медицину, занимался ею, хорошо знал ботанику. Все болезни успешно лечил травами, цветами и кореньями. Пользовался уважением жителей Витебска и округи.
В 1864 г. витебские безпоповцы вместо духовных наставников Василия Барунова и Ивана Давыдовича Уточки выбрали духовными наставниками подберезинского крестьянина Блоху Ефима Частобаева и пришельца из Невельского уезда крестьянина из Мелина Михея Макиевича Барковского. Возглавлял собрание безпоповцев Иван Львович Карелин. Для избрания духовных наставников собирались два раза. Первое собрание было проведено в доме Мины Гавриловича Мягкова, а второе – в доме Михайлы Михайловича Казакова.
Значимый след в истории старообрядцев-безпоповцев оставил витебский купец Иван Иванович Собольщиков (1763–1836). Он был писателем, краеведом, собирателем древностей и творчества старообрядцев. Родился в Витебске, как про это сообщается в его книге «Сборник». Был он человеком богатым, имел три кирпичных дома, в одном из которых находилась молельня, где было много рукописных и печатных книг, древних икон в позолоченных окладах, отделанных жемчугом и драгоценными камнями.
И.И. Собольщиков был человеком трудолюбивым и аккуратным, пользовался всеобщим уважением. Он переписал много церковно-богословских книг и несколько Евангелий, одно из которых, согласно его завещанию, было положено в его гроб. Составил много «Цветников» на морально-религиозные темы и других сборников. Из созданных им рукописных книг видно, что он много читал, а все наиболее интересное переписывал в свои книги печатными буквами. Письмо его было выразительное, чистое и безошибочное. В одном из его сборников насчитывалось 189 статей на разные темы. В статье «Космография» давалось краткое описание государства, людей, веры, нравов, городов и их торговых связей. Здесь также шла речь о реках, морях, озерах, островах, животных и др. В этом же сборнике были помещены и правила Польского собора. В нем были также стихотворения, обращенные к Богородице и Спасителю, «Рацея», история Бориса и Глеба, сказание о Страшном Суде, о плаче Адама и Евы, стихи мученика А.П., стихотворение на плач Пресвятой Богородицы при распятии Спасителя, стихотворение Иоасафа-царевича, стих похвалы Пресвятой Богородицы. В 1785 г. И.И. Собольщиков создал рукописный сборник, в котором, в частности, сообщается о Колпинском собрании, состоявшемся 1 октября 1751 г. в д. Колпино Себежского уезда на Витебщине.
В написанных И.И. Собольщиковым сборниках были помещены и его стихотворения. Кроме поэзии, он интересовался иностранными языками, осознавал полезность их знания, однако ими не владел и выражал по этому поводу сожаление. Иногда он писал так, чтобы не каждый мог прочитать написанное – такое письмо называлось «тарабарщиной».
|
|
Храм Витебской старообрядческой общины |
Хор Витебской старообрядческой общины |
(По материалам монографии А.А. Горбацкого
«Старообрядчество на Белорусских землях» (Брест, 2004))
Фото из Календаря 1956 г.
Освящение колокола
(от нашего корреспондента)
В горкинской старообрядческой Св.-Троицкой общине поморского законобрачного согласия происходило 18 мая с.г. торжество по случаю освящения нового колокола при молитвенном доме в с. Горках, Новоржевского у., Псковской губ. На торжество съехалось множество народа. В богослужении участвовали настоятели общин: федорыгинской – о. А.Ф. Попов, михалкинской – о. Симеон и о. И.Ф. Белоус и местные – о. Н.Г. Васильев и о. Григорий Павлович.
По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг храма к отдельной колокольне, где начался торжественный молебен. После молебна настоятель о. Никита поднялся на колокольню и трижды ударил в новый колокол, а затем сказал народу краткую речь, в которой напомнил о том недавнем времени, когда старообрядцы не смели публично и открыто совершать богослужение, а собирались в избушках, расставив караулы, чтобы предупредить нашествие полиции и во время скрыться со своею святыней.
За настоятелем говорил председатель общины С.Г. Васильев, давший в своей речи краткую историю старообрядчества и тех гонений, которые пришлось претерпеть за правду. Оратор указал далее на значение дарованной свободы и на обязанности, какие она налагает на граждан.
Последним говорил товарищ председателя И.А. Дубковский, объяснивший все бывшие на старообрядцев гонения наказанием от Бога за грехи и говоривший вообще о значении Церкви.
Собравшийся народ с глубоким чувством прослушал речи. Ясная солнечная погода способствовала торжеству.
Новый колокол сооружен на средства членов общины, весу в нем 30 пуд. 15 ф., стоимостью в 625 руб. 25 к.
(Журнал «Церковь», № 29, 1908 год, с. 948)
18 апреля (1 мая) 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована Рыкшинская, Невельского уезда, старообрядческая община феодосиевского согласия.
Невельский уезд, входивший до революции в состав Витебской губернии, издавна был центром федосеевского согласия. Здесь находилось знаменитое Невельское общежительство, основанное в 1696 г. Феодосием Васильевым. До 1772 г. (первого раздела Речи Посполитой) территория эта находилась в составе Польши.
В XIX в. в Невеле регулярно проходила знаменитая ярмарка, собиравшая староверов со всей округи. «Рыкшинские, песчанские и язненские старообрядцы, которых всего в уезде до 3800 человек, съезжаются в городе на Крещение перед масленицей, чтобы высмотреть себе невест и, по старинному обычаю, увезти их на глазах у всего народа на своих бойких, хорошо откормленных лошадках» (Горбачевский И. Экономический очерк Невельского уезда // Витебские губернские ведомости. 1895. № 67. 20 авг. С. 4 -5; № 68. 24 авг. С. 4; № 69. 27 авг. С. 6).
В начале ХХ века главным духовным центром старообрядцев Вязовщины, Руновщины, нынешней Островской волости и других окрестных волостей становится деревня Пружинец в Рыкшинской волости Невельского уезда Витебской губернии и находящаяся рядом с ней деревня Петраши (сейчас обе — в составе Пустошкинского района Псковской области). В Пружинце находилась известная федосеевская моленная, которая привлекала староверов со всей округи. Она возвышалась на берегу небольшого живописного Пружинского озера, отражаясь в его водах. Звон била раздавался по всей округе, призывая богомольцев к службе. Старожилы до сих пор вспоминают о красоте богослужения и богатом убранстве моленной. Здесь было редкое собрание старопечатных и рукописных книг, а также писаных и меднолитых икон. В 1914 г. Пружинскую общину безпоповцев федосеевского согласия возглавлял наставник Иван Спиридонович Спиридонов, живший в деревне Петраши. Моленная была разорена в 1950-е годы. Здание разобрано и перевезено в районный центр. Местные староверы продолжали молиться в деревне Петраши в доме последнего наставника Пружинской общины Якова Андреевича Кожурина (ум. 1971), а после его смерти — в доме его дочери, Агафьи Яковлевны Уликовой (ум. 1998), до последних своих дней исполнявшей обязанности духовного наставника. Сюда приезжали староверы из самых разных мест. Агафья Яковлевна крестила, принимала на исповедь, провожала покойников в последний путь.
В 1914 г. в Невельском уезде, кроме Рыкшинской (Пружинской), было, как минимум, еще три официально зарегистрированные старообрядческие общины: Сафоновская (село Несница, Алексеевской волости, станция Палибино; наставник — Петр Григорьевич Смирнов), Невеле-Репищанская община поморского согласия (деревня Репище, Плосковской волости, станция Новохованск; наставник — Никита Афанасьевич Сатков) и Молотовская община старопоморского безпоповского согласия (зарегистрирована 27 сентября 1907 г.; деревня Молотовка Чупровской волости).
|
|
|
Деревня Алушково |
Деревня Алушково (Мурашкино) |
Деревня Иванищево |
|
|
|
Деревня Петраши
|
|
Фото К.Кожурина
23 апреля (6 мая) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Буткунская старообрядческая община, Ново-Александровского уезда, Ковенской губернии.
Буткунская община (ныне деревня Буткунай, Обяльская сянюния Рокишкского района Литвы) была создана не позже начала XX в. в деревне Буткуны (Буткунай). По устным рассказам, община возникла в 1800 г. О ранней истории Буткунской общины известно немного. Прихожанин Иван Егорович Ковалевский был участником Съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильне (1906). В 1909 г. старообрядческий деревянный храм был в деревне Буткуны, но 15 июня 1932 г. сгорел.
|
Буткунский храм. Фото 1957 г
|
После 1918 г. Буткунская община была частью Старообрядческой Поморской Церкви Литвы. Новый Свято-Покровский деревянный храм с колокольней (на месте бывшего) построен в 1933-1935 гг. на средства прихожан. Наставниками были Тимофей Никитин (1923-1927), Епифаний Яковлевич Костюков (1927-1946). Председатель совета Буткунской общины – Ф. Егоров (конец 1930-х). В 1923-1939 гг. здесь было крещено 587 детей старообрядцев; совершено 195 погребений. В 1923 г. Буткунская община насчитывала около 950 прихожан, в 1937 г. – 916, в 1949 г. – около 1000. В самой деревне Буткунай в 1923 г. было 22 старообрядческих крестьянских хозяйства и 134 жителя.
Во время немецкой оккупации храм не был закрыт, но война и послевоенные годы ударили по местной общине. После войны были вывезены в Сибирь некоторые прихожане Буткунской общины – семья Егоровых (обратно не вернулись) и другие.
В конце 1940-х гг. Буткунскую общину возглавлял наставник Жемчугов, потом – духовный отец Константин Евфимович Дымин (1951-1984?), прослуживший здесь долгие годы. После него община не имела своего наставника, ее опекал Рокишкский духовный отец Г. С. Мурников, а с 1993 г. – А. М. Кудряшов. В 1950-1970-е гг. постепенно сокращалась численность прихожан; коллективизация и урбанизация вызвали отъезд многих местных русских старообрядцев, прежде всего молодежи, в Рокишкис, Вильнюс, Даугавпилс и т. д. Поэтому некогда довольно большая Буткунская община в конце 1980-х гг. и начале 1990-х гг. пришла в упадок и прекратила свое существование в силу очевидной малочисленности, не стало своего наставника, пресеклись постоянные богослужения. К тому же случилось несчастье: летом 1995 г. храм сгорел (причина не известна). Однако остававшиеся в храме иконы и церковная утварь еще до того были вывезены в Рокишкский краевой музей, а позже переданы в Рокишкскую общину, которую и посещают ныне оставшиеся местные старообрядцы.
У Буткунской общины имеется два кладбища: в деревне Кайряляй (Сташалишки) около Бучюнай и в деревне Гумбишкяй. Первое старообрядческое кладбище основано не позже 1880-х гг.; второе, видимо, – в 1920-х гг.
(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко
«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)
23 апреля (6 мая) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Бобришкская старообрядческая община, Ново-Александровского уезда, Ковенской губернии.
Бобришкская (Пущанская) община (деревня Пуща, Браславский повет Виленского воеводства Великого княжества Литовского; ныне Рокишкский район Литвы) – первая достоверно известная старообрядческая община на территории современной Литвы, основана в 1710 г. в деревне Пуща около Кряунос (ныне Рокишкский район), когда началась массовая эмиграции россиян в Великое княжество Литовское. Предполагаемый автор «Дегуцкого летописца» В. Золотов, пользовавшийся не дошедшими до нас местными летописными записями, писал: «В сем 1710-м году моленна в Пуще, яже есть Кревенская устроися в начале 18-го столетия, до рижского взятия, в царствование Петра Алексеевича 1-го, и при ней настоятельство благословением Афанасия [Антония] Терентьича». Это была четвертая старообрядческая молельня на территории современных балтийских стран. Первые три в деревнях Лигинишках (1660), Балтруках (1699) и Володино (до 1704) построены в юго-восточной части Латвии. Деревня Пуща была на расстоянии 50-60 км в юго-западном направлении от Лигинишек, где был сооружен, видимо, первый старообрядческий храм за пределами России. Вероятно, первые старообрядцы в нынешнем Рокишкском районе поселились в 1670-х гг. В начале XVIII в. старообрядцы, поселившиеся в Пуще, до того уже некоторое время жили в Инфлянтах и Курляндии или переселились из северо-западной части России через опорные пункты в окрестности нынешнего Даугавпилса. На их непосредственную связь со староверами указывает то, что Афанасий Терентьевич из Лигинишек благословил наставничество в Пущанской общине.
В отличие от жестоких преследований в России, власти и местные дворяне в Великом княжестве Литовском относились к старообрядцам относительно терпимо; российские беглецы пользовались здесь статусом свободных людей. Первым наставником Пущанской общины, видимо, был Афанасий Терентьевич (ум. 1775), обслуживавший все три известные общины. На рубеже XVII-XVIII вв. среди старообрядцев на территории современной Латвии и Литвы начинала устанавливаться традиция беспоповских наставников и постепенно утверждалось учение федосеевцев. Позже наставниками в этой общине были Стефан Афанасьевич (1775-1792), Иван Степанович (1792-1807), оба удостоенные почетного звания общего пастыря Литвы и Курляндии, а также – Митрофан Алексеевич, Иван Кузьмич («токарь») и Егор Герасимыч (до 1819).
После присоединения части Речи Посполитой к России (1795) отношение царских властей к староверам в Литве пережило несколько разных этапов. В начале давление императоров не было очень тяжелым, но при Николае I преследования обрушились и на местных старообрядцев. Однако в XIX в. Бобришкская община (Пущанская до 1819) и ее храм не были закрыты. Возможно, этому способствовало и то обстоятельство, что храм, расположенный вдали от людных мест на полуострове озера Сартай, не привлекал особенного внимания российских чиновников и священников синодальной Церкви.
В 1819 г. молитвенный дом из деревни Пуща был перенесен в соседнюю деревню Бобришки. В 1810 г. в Кревенском католическом приходе, в котором во владениях дворянина Михала Ремера находились старообрядческие поселения деревни Бобришки (5 семей, или 37 человек, среди них – Леоновы, Ивановы и др.), Рулеты (Пуща), Стирнишкис, Стравы (5 семей, или 40 человек, среди них – Семеновы, Ивановы, Митрофановы и др.), жил 181 старообрядец (польск. bohomoly alias starowiercy), в 1830 г. – 172. В конце 1930-х гг. прихожане Бобришкской общины еще знали, что приход был основан «при Петре Великом в деревне Пуще Рулеты» и позже перенесен «из Рулет в деревню Бобришки на середину прихода». В настоящее время деревня Пуща исчезла с лица земли. Почти угасла и память о точном ее местоположении. Может быть, поэтому в исторической литературе некоторое время эта первая Пущанская община в Рокишкском районе неверно отождествлялась с Пущанской общиной Аникшчяйского района.
Несмотря на жесткое антистарообрядческое законодательство Николая I, возобновление гонений против староверов и закрытие многих их храмов властями в 1830-1840-х гг. в Ковенской и Виленской губерниях, Бобришкская община сохранилась, имела своего наставника Михаила Федорова и в середине XIX в. была одной из наиболее авторитетных в крае. Видимо, в это время Бобришкская община начала признавать бессвященнословные браки и присоединилась к поморскому согласию. В 1863 г. чиновник П. Корецкий писал о роли этой общины в Ковенской губернии: «Из оставшихся молелень [восемь старообрядческих храмов властями были закрыты] главнейшая Рымковская, за нею – Бобришкская; они существуют еще с прошлаго столетия и пользуются особенным уважением между раскольниками [старообрядцами]. Все молельни деревянные, но построены тщательно; и хотя по наружности не видно следов их поддержки, воспрещенной законом; но нельзя не сомневаться, чтобы они могли так долго держаться без позднейших поправок».
В конце XIX и начале XX вв. духовными отцами были Т. Токарев (1884-1889), С. Митрофанов (1889-1894), Иван Иванович (1894-1900), Иван Васильевич Шарлич, участник Съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильне (1906), и А. Петров (1907-1925). В 1907 г. Бобришкская община была зарегистрирована и имела свой храм в деревне Бобришки. Прихожане Ермолаев и Ларион Новиков также были участниками Съезда старообрядцев Северо-западного края (1906).
|
Бобришкский храм. Фото 1960 г
|
Во время Первой мировой войны немало местных староверов покинуло Бобришкскую общину и эвакуировалось в глубь России, но позже большинство вернулось в родные места. Немного известно о Бобришкской общине в 1920-1930-х гг. В первой половине XX в. храм ремонтировал дед и отец И. Токарева: вставлены новые окна, территория храма окружена деревянным забором с воротами и проч. Храмовый праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 дек.). В 1939 г. Бобришкская община насчитывала до 700 прихожан, в 1949 г. – ок. 750. По воспоминаниям современников, на религиозные праздники собиралось очень много верующих, поэтому все в храм не помещались. Наставниками тогда после А. Петрова были П. Тримайлов (1925-1928), Матвей Кулешов (1928-1935), Ф. Павлов (1935-сер. 1940-х).
В годы немецкой оккупации храм не был закрыт, но война и послевоенные годы ударили по местной общине. После 1944 г. повторная советизация Литвы также сопровождалась массовыми депортациями населения, среди которого были, по устным рассказам, наставник Ф. Павлов и прихожане Бобришкской общины (Новиковы, Колосовы, Полотовы и др.). В 1950-1970-е гг. постепенно сокращалась численность прихожан; коллективизация и урбанизация повлекли отъезд многих местных русских старообрядцев, в особенности молодежи, в Рокишкис, Даугавпилс, Вильнюс, некоторых – в Ленинград, Казахстан.
После 1945 г. служили наставники Ануфриев (конец 1940-х), Евсевий Григорьевич Дорондов (1950-е), Е.Г. Губанов (1960-е). Позже своего духовного отца не было, но Бобришкскую общину опекал наставник Иван Яковлевич Никитин (до 1981), потом некоторое время – наставник из Даугавпилса, Рокишкский наставник Г. Мурников (до 1992). В 1980 – нач. 1990-х гг. Бобришкская община постепенно пришла в упадок и прекратила свое существование: стала очевидной ее малочисленность, прекратились богослужения, чему способствовали и неоднократные взломы и кражи икон, церк. утвари из храма; здание храма, лишенного икон и книг (часть их вывезена в Рокишкский краевой музей, а позже передана Рокишкской общине), сохранилось, но ветшает и разрушается. Местные старообрядцы посещали ближайшую Рокишкскую общину. В середине 1990-х гг. в деревне Бобришки, Стравы (Стравай) жило несколько семей русских старообрядцев – Токаревы, Жемчуговы и др. Один из них – Илларион Токарев (1915–1999), бывший уставщик Бобришкской общины, чья фотография помещена на обложке книги П. Блажявичюса «Староверы Рокишкского края» (на литовском языке) с подписью: «Последний старовер Бобришек». Оставшиеся местные старообрядцы посещают ближайшую Рокишкскую общину.
У общины было два кладбища – в деревне Стирнишкяй и деревне Стравай. Первое, видимо, самое древнее старообрядческое кладбище на территории Литвы, основано в начале XVIII в. На Стирнишкском кладбище, вероятно, похоронен первый известный старообрядец-эмигрант в Литве Трофим Иванов (ум. 1729 или 1733), а также наставник Иван Степанович (ум. 1807); могилы не сохранились.
(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко
«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)
27 апреля (10 мая) исполняется 1900 лет со дня преставления святого апостола и священномученика Симеона (107), сродника Господня по плоти.
Святой апостол Симеон был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. Уже в зрелом возрасте, увидев чудеса Господа нашего Исуса Христа, святой Симеон уверовал в Него, а после Вознесения Его на небо был сопричислен к сонму семидесяти апостолов и наравне с другими проповедовал учение Христово, переходя из города в город, наставляя людей и творя чудеса, просвещая народы в истинах Святой Веры и изобличая идолослужение. После мученической смерти апостола Иякова, брата Господня и первого епископа Иеросалимского, оставшиеся еще в живых ученики Христа и Его сродники по плоти избрали на место Иякова вторым епископом Иеросалимским Симеона. Он управлял Церковью Христовой 40 лет и много потрудился в проповеди Евангелия. В царствование императора Траяна святой Симеон был арестован по доносу как потомок царя Давыда и последователь и сродник Христа. После долгих истязаний язычники распяли святого на кресте. Было ему тогда 120 лет.
30 апреля (13 мая) 1907 г. Курляндским губернским правлением была зарегистрирована Гривская старообрядческая община, поморского согласия.
История Гривской старообрядческой общины уходит в давние времена. В Дегуцкой хронике запись, датируемая 1660 годом, гласит: «В сем году древлеправославнии людии в герцогстве Курляндском. близ города Дина6урга, в деревне Лигинишках обселилися, и по спасении от бед зело возвелишася, и тогда построиша тамо молитвенный храм первый древлеправославного христианства, для приношения общих молитв Господу Богу, и Пресвятой Богородице, и всем святым». Точное местонахождение этого храма неизвестно, но, возможно, что он находился у озерка, расположенного сразу же за станцией технического обслуживания в Лигинишках.
Можно предположить, что этот первый старообрядческий храм со временем обветшал и был перенесен в самый центр Гривы, где находится и по сей день. Храм располагался прямо у дороги и был деревянным.
Датой основания Гривской общины считается 1872 год. Среди архивных бумаг обнаружен «Проектный чертеж» молитвенного дома, датированный 22 мартом 1890 года за № 14. По этому чертежу можно судить о трансформации внешнего вида храма от его утвержденного проекта и до сегодняшнего вида. В приписке к одобренному Строительным отделением Курляндского губернского правления «Проектному чертежу», утвержденному губернатором, сказано, что высота каменного цоколя храма не должна превышать одного аршина, и чтобы возобновление не касалось той части здания, в которой помещается колокольня, которая должна оставаться в таком виде, в каком ныне существует. Но, несмотря на это, в 1901 году высота колокольни была несколько увеличена.
В 1905 году этот проект был исправлен и утвержден в соответствии с Протоколом № 83 от 11 октября, о чем сделана запись № 1240 в левом верхнем углу «Проектного чертежа» и к существующему деревянному храму была пристроена каменная колокольня.
Впоследствии было принято решение строить новый каменный храм. Давно гривские староверы чувствовали потребность в новом здании для богослужения. Во время большевистского лихолетья верующим невозможно было заботится о приведении храма в надлежащий порядок, а частые наводнения способствовали тому, что Гривский старообрядческий храм пришел в ветхость. Прихожане давно собирались решить этот вопрос.
|
Храм Гривской общины
|
Руководители Гривской общины возбудили ходатайство о постройке нового храма. Министерство Внутренних Дел выдало соответствующее разрешение и 29 августа 1936 гола состоялось освящение закладки храма. На строительство нового храма 500 латов пожертвовал Президент государства Карлис Ульманис. Старый, обветшавший молитвенный дом был разобран. Проект нового каменного храма в древлеправославном стиле разработал инженер Гр. Фильков. Строительство вел зодчий Синявский. Наставником общины в это время служил о. Н. Циркин.
|
Гривский храм внутри
|
С 1940 года до своей смерти в 1988 году настоятелем храма был о. Прокопий Титович Стрелков. Родился Прокопий Титович в деревне Микалаюнцы Браславского района Белоруссии. В 15 лет уже служил головщиком. С 1925 года становится вероучителем в школе староверов. В 1935 году закончил курсы по подготовке наставников в г. Вильнюсе. В 1937 году благословляется в духовные отцы.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. колокольня была разрушена, а после окончания боевых действий восстановлена. Восстанавливал колокольню зодчий Синявский, строивший храм.
В 1995 году в Гривской старообрядческой общине прошел Первый Вселатвийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви. Большую организационную работу провел настоятель храма о. Никанор Зубков, а также Совет Общины под руководством председателя Софрония Келестиновича Бобылева (1923-1997 гг.). Их усилия по приему, размещению делегатов, другим вопросам обеспечили успешную работу Собора. Собор был созван в трудное и смутное для Церкви время и стал самым значительным событием в Древлеправославии за последние годы.
В наши дни настоятелем храма является о. Никанор Прокопьевич Зубков, благословленный на отечество 12 ноября 1989 года. Родился Никанор Прокопьевич 1 апреля 1929 года. В раннем возрасте начал посещать клирос и прошел все ступени церковного причта от псаломщика до канонарха, головщика. В настоящее время о. Никанор избран председателем общины.
Прихожане почитают свою обитель, с любовью заботятся о ее благолепии. Храм Гривской старообрядческой общины был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николы.
(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко
«Староверие Балтии и Польши» (Вильнюс, 2005) и газеты «Меч духовный»)
30 апреля (13 мая) 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Руданская старообрядческая община, Новоалександровского уезда.
Руданская (Руданцская) община была основана в деревне Руданцы (ныне Руденай, Зарасайский район Литвы). Первые старообрядцы поселились в деревне Руданцы и ее окрестностях предположительно в начале XVIII в. Надпись на кресте над одной из могил на кладбище в деревне Руденай гласит: «Основатель кладбища Куракин Антоний Стефанович. 1710». Крест в 1990-х гг. установили потомки Куракина, основываясь на семейном предании. Первые более достоверные сведения о Руданцском храме относятся к середине XIX в. Из исторической справки о Руданцской общине (1939): «Моленна построена в деревне Руданцах в 1844 г. Игнатием, Петром и Григорием Куракиными». История Руданцской общины в XIX в. малоизвестна. Первым ее наставником был П. И. Мешечников (1844-1879), после него – Е. С. Вольнов (1879-1882), И. А. Куракин (1882-1894), Г. О. Борисов (1894-1904) и П. Ф. Семенов (1904-1911).
|
Руданцский храм. Фото 1930-х г.г.
|
После Первой мировой войны Руданцская община значительно увеличилась. Был обновлен храм. С 1911 (1913) по 1936 гг. служил наставник С. А. Киселев. После смерти дяди наставником стал Л. А. Киселев (ум. 1965) и служил до конца своей жизни. В 1923 г. в деревне Руденай было 8 старообрядческих домов и 96 жителей. В 1920-х гг. Руданцская община насчитывала около 690 прихожан, в конце 1930-х гг. – около 740. По территории Руданцская община была одной из крупнейших в Зарасайском уезде. Здесь в 1920-х гг. действовала русская начальная школа (деревня Лаужаджяй, позже Стелмуже), которую посещали до 40 детей – все из старообрядческих семей. Школой руководил учитель К. Хохлов. Храмовые богослужения совершались с участием большого причта, управляемого головщиками Артемием Герасимовым, Аггеем Куракиным, другими знатоками церковной службы. Церковнославянскому чтению, основам пения детей и юношество обучал учитель-надомник Андрон Снетков.
Вторая мировая принесла тяжкие бедствия. Нелегкими оказались и послевоенные годы. Ввиду оттока сельских жителей Руданцская община теряла прихожан. После кончины наставника Л. А. Киселёва прервалась духовная опека. Стараниями тогдашнего председателя совета Лиферия Куракина некоторое время жизнь Руданцской общины поддерживалась. Однако в 1970-х гг. моленная была закрыта. В 1975-1976 гг. Руданцская община была официально объединена с действующей Зарасайской общиной. В настоящее время Руданцская община не существует. Деревянная моленная разобрана в 1992 г. В 1996 г. в деревне Руденай жило 4 старообрядческие семьи. Ближайшая община, которую посещают старообрядцы деревни Руденай и ее окрестностей, находится в Зарасай. Руданцской общине принадлежали 6 старообрядческих кладбищ: Руданское, Дубурайтис, Кукляй и Бикунай (Бикуны) и пр. На всех продолжаются погребения.
23 мая 2004 г. состоялось открытие мемориала-памятника в деревне Руданцы на месте, где был построен в былые времена Руданцский старообрядческий храм. На гранитном постаменте надпись: «На сем месте в XVIII веке стоял Руданцский старообрядческий храм. Утрачен в 1992 г. Приидите и поклонитесь! – 2004 г.» В день открытия памятник был освящен духовным наставником Зарасайского прихода отцом Савой Игнатьевичем Павловым. Инициаторами сбора денежных средств были прихожане Зарасайской общины. Возглавили работу: духовный наставник общины Сава Иванович Павлов и председатель общины Фотиния Григорьевна Куракина, уроженка деревни Руданцы. На открытие памятника 23 мая собрались представители старообрядческих общин Зарасайского края, гости из Вильнюса, Каунаса, Утены, Даугавпилса и других мест.
(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко
«Староверие Балтии и Польши» (Вильнюс, 2005) и газеты «Меч духовный»)
Рубрику "Памятные даты" ведет Кирил Кожурин
|