1



Казань и Старая вера


Восхвалим убо мужи славны, и отцы наши в бытии.
(Сирах, гл. 44)

Волнами реки Волги омывается полуостров Прилуцкий, расположенный в западной части Казани. Место это исторически и духовно связано с историей России.

В 1476 году Великий князь Московский Иоанн III во время похода на Казань брал с собою чудотворный образ Святого Димит­рия Прилуцкого, вологодского чудотворца, и останавливался на острове с походной цер­ковью. А в 1552 году, во время последней осады Казани, великий государь Иоанн Ва­сильевич Грозный разбил здесь военный ла­герь с походной церковью и сопровождающим московское воинство животворящим крестом.

В 1595 году, по повелению Московского царя Феодора Иоанновича и по благословению святейшего патриарха Иова, учрежден монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. С по­строением этого монастыря место стало называться Прилуцкое.

В начале 18 века монастырь пришел в упа­док. А в 1774 году, во время большого городского пожара, Казань, не исключая церквей и монастырей, сгорела. Эта участь постигла и Прилуцкий монастырь.

В конце 17 века в Казани приняли огнен­ное крещение и очищение инок Гедеон и иже с ним 40 сожженных благочестия ради.

Старообрядцам, убегавшим от преследова­ния на Урал и в Сибирь, путь из России шел через Казань. В это время выходцы из Рос­сии основали в Закамье и Заволжье целые старообрядческие поселения. Они сохрани­лись и по сей день. Одно из самых больших поселений называлось Чистое поле, на месте которого и возник впоследствии город Чистополь. Жителей Чистого поля обязали еже­годно отрабатывать определенный срок на металлургическом заводе Демидова, располо­женном в 600 километрах от поселения.

Казанский купец Василий Андреевич Сави­нов в конце XVIII века приобрел участок бывшего Прилуцкого у Спасо-Преображенского монастыря и основал на этом месте стекольный завод, богадельню, моленную и кладбище.

По указу императора Николая I Прилуцкую моленную закрыли в 1845 году. Через три года после закрытия, на 78-м году своей жизни скончался Савинов.

После его смерти, по духовному завеща­нию, Прилуцкая моленная перешла к его помощнику Степану Васильевичу Быкову. После Быкова — Фомину Лаврентию Феодоровичу, затем Оконишникову Ивану Петровичу и его сыновьям.

В начале нашего века в Казани существо­вало восемь молитвенных храмов, принадлежащих старообрядцам Поморского согласия. Во-первых, это знаменитая Прилуцкая мо­ленная, основанная Савиновым В. А. Второй молитвенный храм находился на бывшей Варлаамовской улице и назывался Общест­венной моленной. После закрытия Прилуцкой моленной в 1845 году службы совершались в основном в Общественной моленной. В ней располагались книжница с значительным со­бранием старопечатных и рукописных книг, часть которых сейчас хранится в универси­тетской библиотеке со штампами «Книга Общественной моленной Поморского согласия в Казани».

В собственном доме казанского благотвори­теля Иакова Филипповича Шамова была тоже устроена моленная и называлась она Шамовской, по имени основателя.

В Суконной слободе,  где  большей  частью  жили  старообрядцы,  находились  три

Федосеевский наставник
В.П. Скрипов

моленные. Скриповскую содержали купцы Зорины. В ней отечествовал духовный наставник Ва­силий Павлович Скрипов, умерший в 1903 году (см. фото). Он похоронен на Поморском Старообрядческом кладбище. На его каменном над­гробии высечен текст: «Духовная моя братия и чада! Завещаю вам боятися Бога, между собой мир и любовь имети, житие проводить в молитве, посте, милостыне, труде и слезах, суд при дверех, близ и смерть, готовьте себя на ответ».

Большой приход был в Соколовской молен­ной. Именовалась она так по названию улицы Соколовой, содержалась христианским обще­ством. При ней располагалась богадельня и певческая школа для детей старообрядцев.

Содержали моленную и купцы Волковы. При моленной жили певчие, а духовного наставника приглашали служить из Прилуцкой моленной.

У старообрядцев — филипповцев моленная содержалась купцом Алмазовым, а служил в ней наставник Михаил Васильевич Ширшов, и называлась она Ширшовской. При молен­ной жили иноки. В 1925 году, после смерти Ширшова М.В., филипповцы объединились с Соколовой моленной, дом же наследники продали под квартиры.

Во всех перечисленных моленных строго соблюдался молитвенный Устав Московской Преображенской обители 1883 года. Духов­но связь поддерживали с Московским Преображенским кладбищем и старообрядческим безпоповским монастырем в Москве, что на Покровке. Последней настоятельницей По­кровского монастыря до его закрытия была инокиня мать Евфалия, родом из казанских купцов Зиминых.

Староверческие моленные находились и в окрестных селах, близ Казани: в Теньках, Давликееве, Услоне, Саконах, Сюкееве, Алексеевском и уездном городе Чистополе. В 1912 году на бывшей улице Вознесенской казанским обществом старообрядцев Поморского брачного согласия был выстроен храм в древнерусском стиле. После закрытия храма в 1931 году в нем находились производственные мастерские, а в 1988 году здание бывшего храма передано казанским горсоветом старообрядцам белокриницкого согласия. Ныне Казанская Поморская христианская община невелика. Многих старообрядческих семей не стало. В тридцатые годы все казанские старообрядческие моленные были незаконно закрыты городскими властями. Молен­ные опечатывались работниками НКВД. Бесследно пропали собрания старинных икон и книг, которые собирались многими поколениями людей. В Татарии на сегодняшний день действуют две староверческие моленные Ста­ропоморского согласия в Казани и Чисто­поле.

В Казани церковная служба совершается в частном доме. Пение в моленной «наонное». Храмовой праздник «явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во граде Казани» празднуется 8 июля. За всенощной читается «Повесть о явлении Богородичной иконы», написанная Ермогеном, митрополи­том Казанским в 1594 году.

В городе Чистополе моленная основана в 70-е годы прошлого века (XIX. – Ред.) купцом Челышевым. При моленной были устроены богадельня, больница и бесплатная столовая для нищих и убогих. В тридцатые годы моленную пере­несли в кладбищенскую сторожку, где и по сей день совершаются службы. Руководит мо­ленной Анна Петровна Симахина. На чистопольском старообрядческом кладбище похо­ронены почетные попечители Челышев, Мель­ников, попечитель старообрядческого училища Поморского брачного согласия — Шашин. Между казанским и чистопольским христиан­скими обществами Старопоморского согласия существует давняя братская духовная связь. 

о. АЛЕКСАНДР ХРЫЧЕВ.

г. Казань

(КДПЦ на 1991 год. М., 1990. С. 40-41)


Сайт "Староверы в Рыбацком" 06.03.07.

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.