|
Восхвалим убо мужи славны, и отцы наши в бытии. Волнами реки Волги омывается полуостров Прилуцкий, расположенный в западной части Казани. Место это исторически и духовно связано с историей России. В 1476 году Великий князь Московский Иоанн III во время похода на Казань брал с собою чудотворный образ Святого Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца, и останавливался на острове с походной церковью. А в 1552 году, во время последней осады Казани, великий государь Иоанн Васильевич Грозный разбил здесь военный лагерь с походной церковью и сопровождающим московское воинство животворящим крестом. В 1595 году, по повелению Московского царя Феодора Иоанновича и по благословению святейшего патриарха Иова, учрежден монастырь во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца. С построением этого монастыря место стало называться Прилуцкое. В начале 18 века монастырь пришел в упадок. А в 1774 году, во время большого городского пожара, Казань, не исключая церквей и монастырей, сгорела. Эта участь постигла и Прилуцкий монастырь. В конце 17 века в Казани приняли огненное крещение и очищение инок Гедеон и иже с ним 40 сожженных благочестия ради. Старообрядцам, убегавшим от преследования на Урал и в Сибирь, путь из России шел через Казань. В это время выходцы из России основали в Закамье и Заволжье целые старообрядческие поселения. Они сохранились и по сей день. Одно из самых больших поселений называлось Чистое поле, на месте которого и возник впоследствии город Чистополь. Жителей Чистого поля обязали ежегодно отрабатывать определенный срок на металлургическом заводе Демидова, расположенном в 600 километрах от поселения. Казанский купец Василий Андреевич Савинов в конце XVIII века приобрел участок бывшего Прилуцкого у Спасо-Преображенского монастыря и основал на этом месте стекольный завод, богадельню, моленную и кладбище. По указу императора Николая I Прилуцкую моленную закрыли в 1845 году. Через три года после закрытия, на 78-м году своей жизни скончался Савинов. После его смерти, по духовному завещанию, Прилуцкая моленная перешла к его помощнику Степану Васильевичу Быкову. После Быкова — Фомину Лаврентию Феодоровичу, затем Оконишникову Ивану Петровичу и его сыновьям. В начале нашего века в Казани существовало восемь молитвенных храмов, принадлежащих старообрядцам Поморского согласия. Во-первых, это знаменитая Прилуцкая моленная, основанная Савиновым В. А. Второй молитвенный храм находился на бывшей Варлаамовской улице и назывался Общественной моленной. После закрытия Прилуцкой моленной в 1845 году службы совершались в основном в Общественной моленной. В ней располагались книжница с значительным собранием старопечатных и рукописных книг, часть которых сейчас хранится в университетской библиотеке со штампами «Книга Общественной моленной Поморского согласия в Казани». В собственном доме казанского благотворителя Иакова Филипповича Шамова была тоже устроена моленная и называлась она Шамовской, по имени основателя. В Суконной слободе, где большей частью жили старообрядцы, находились три
моленные. Скриповскую содержали купцы Зорины. В ней отечествовал духовный наставник Василий Павлович Скрипов, умерший в 1903 году (см. фото). Он похоронен на Поморском Старообрядческом кладбище. На его каменном надгробии высечен текст: «Духовная моя братия и чада! Завещаю вам боятися Бога, между собой мир и любовь имети, житие проводить в молитве, посте, милостыне, труде и слезах, суд при дверех, близ и смерть, готовьте себя на ответ». Большой приход был в Соколовской моленной. Именовалась она так по названию улицы Соколовой, содержалась христианским обществом. При ней располагалась богадельня и певческая школа для детей старообрядцев. Содержали моленную и купцы Волковы. При моленной жили певчие, а духовного наставника приглашали служить из Прилуцкой моленной. У старообрядцев — филипповцев моленная содержалась купцом Алмазовым, а служил в ней наставник Михаил Васильевич Ширшов, и называлась она Ширшовской. При моленной жили иноки. В 1925 году, после смерти Ширшова М.В., филипповцы объединились с Соколовой моленной, дом же наследники продали под квартиры. Во всех перечисленных моленных строго соблюдался молитвенный Устав Московской Преображенской обители 1883 года. Духовно связь поддерживали с Московским Преображенским кладбищем и старообрядческим безпоповским монастырем в Москве, что на Покровке. Последней настоятельницей Покровского монастыря до его закрытия была инокиня мать Евфалия, родом из казанских купцов Зиминых. Староверческие моленные находились и в окрестных селах, близ Казани: в Теньках, Давликееве, Услоне, Саконах, Сюкееве, Алексеевском и уездном городе Чистополе. В 1912 году на бывшей улице Вознесенской казанским обществом старообрядцев Поморского брачного согласия был выстроен храм в древнерусском стиле. После закрытия храма в 1931 году в нем находились производственные мастерские, а в 1988 году здание бывшего храма передано казанским горсоветом старообрядцам белокриницкого согласия. Ныне Казанская Поморская христианская община невелика. Многих старообрядческих семей не стало. В тридцатые годы все казанские старообрядческие моленные были незаконно закрыты городскими властями. Моленные опечатывались работниками НКВД. Бесследно пропали собрания старинных икон и книг, которые собирались многими поколениями людей. В Татарии на сегодняшний день действуют две староверческие моленные Старопоморского согласия в Казани и Чистополе. В Казани церковная служба совершается в частном доме. Пение в моленной «наонное». Храмовой праздник «явления иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во граде Казани» празднуется 8 июля. За всенощной читается «Повесть о явлении Богородичной иконы», написанная Ермогеном, митрополитом Казанским в 1594 году. В городе Чистополе моленная основана в 70-е годы прошлого века (XIX. – Ред.) купцом Челышевым. При моленной были устроены богадельня, больница и бесплатная столовая для нищих и убогих. В тридцатые годы моленную перенесли в кладбищенскую сторожку, где и по сей день совершаются службы. Руководит моленной Анна Петровна Симахина. На чистопольском старообрядческом кладбище похоронены почетные попечители Челышев, Мельников, попечитель старообрядческого училища Поморского брачного согласия — Шашин. Между казанским и чистопольским христианскими обществами Старопоморского согласия существует давняя братская духовная связь. о. АЛЕКСАНДР ХРЫЧЕВ. г. Казань (КДПЦ на 1991 год. М., 1990. С. 40-41) |
|
Сайт "Староверы в Рыбацком" 06.03.07. При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна. Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов. |