1



Памятные даты в феврале. Продолжение, ч.2-я.


6 февраля 1907 г. было опубликовано Высочайше учрежденное положение Совета Министров о разрешении старообрядческим духовным лицам преподавать Закон Божий в общих и частных учебных заведениях. Старообрядцы были допущены в юнкерские и военные училища, с правом получать офицерское звание. Также старообрядцам было частично возвращено имущество, отобранное у них во времена гонений и долгое время хранившееся в Министерстве Внутренних дел.

* * *

7 февраля 1907 г. Томским губернским правлением была зарегистрирована Кривинская старообрядческая община поморского законобрачного согласия, Барнаульского уезда, Томской губернии, с распространением ея деятельности на Александровскую и Нижнекулуидинскую волость и Кумышскую инородную управу, Барнаульского уезда. В тот же день Томским губернским правлением была зарегистрирована община поморского законобрачного согласия в селе Верх-Убинском, Владимирской волости, Змеиногорского уезда.

* * *

100 лет назад, 8 февраля 1907 г., в Санкт-Петербурге старообрядцы федосеевского согласия организовались в общину (на Волковом кладбище), которая была официально зарегистрирована Санкт-Петербургским Губернским Правлением. Местонахождение правления общины располагалось по адресу: Боровая ул., д. 23.

Община отсчитывает свою историю с 1777 г., когда по почину староверов федосеевского согласия на Черной речке вблизи Волкова кладбища господствующей церкви возникла Волковская богадельня. Уполномоченные петербургских федосеевцев — купцы Дмитрий Воробьев и Петр Волков — основали в этом году кладбище, послужившее местом упокоения многих столичных староверов-безпоповцев, и построили деревянный молитвенный дом. В 1784 г. на средства, собранные путем пожертвований, староверы возвели каменный молитвенный дом и при нем каменное здание под богадельню для призрения своих престарелых и увечных одноверцев. В 1807 г., с разрешения правительства, кладбище расширили и возвели каменные здания для призрения лиц женского пола. Так, постепенно, на добровольные пожертвования создавалась Волковская богадельня. Управлялась она самими староверами через выбранных ими лиц. Самоуправление существовало с 1777 по 1847 год, когда мужская богадельня вместе с моленной была отобрана властями, а женская осталась у федосеевцев, хотя и была обращена в обыкновенную городскую богадельню и в нее допущен был, вместе со староверами, прием на призрение и лиц, принадлежавших к господствующей церкви. Тогда же одна из молелен была обращена в синодальную церковь. Несмотря на такие ограничения в своих правах, староверы не переставали жертвовать на содержание и обновление богадельни, видя в ней свою святыню, а Волково кладбище продолжало оставаться главным духовным центром федосеевцев во всем северо-западном крае.

Здание бывшей Волковской богадельни

В 1866 г. купцы-староверы Владимир Долгов, Ефим и Федор Егорьевы и Василий Глотов, с высочайшего разрешения, возвели на свой счет в одном из зданий богадельни третий этаж с куполом. Эта постройка значительно увеличила количество мест для призреваемых и была названа «Александровским отделением». Весь этот период удавалось сохранить часть богадельни под фактическим надзором староверцев. Сохранялась и моленная при богадельне. Сама моленная, именовавшаяся «собором», размещалась на первом этаже и имела четырехъярусный иконостас из красного дерева с древними образами в серебряных ризах. Всенощная в храме длилась с 10 вечера до 6 утра. На втором этаже молились другие безпоповцы. При моленной состояли духовные наставники и клирошанки, жившие тут же, в

Моленная Волковской общины

 здании богадельни. До самого 1917 г. федосеевцы пытались вернуть контроль над Волковской богадельней, но безуспешно. До 1929 г. в доме № 3 по набережной реки Волковки действовали две моленные петроградских федосеевцев – мужская Успенская и женская Спасо-Преображенская. Затем осталась одна общая, а уже в 1934 г. и она была закрыта властями. Прихожане лишились храма, а иконы, церковная утварь и бесценное книжное собрание были при этом изъяты.

* * *

Протрет Веры Ивановны Кокоревой (фрагмент) РГСО

8 февраля 1907 г. Петербургским губернским правлением была зарегистрирована Петербургская христианская община старообрядцев поморского согласия, приемлющая брак (местонахождение правления общины – Тверская улица, дом 8). А уже через полгода, 6 августа 1906 г., в день Преображения Господня, на Тверской улице, 8, близ Таврического сада, был заложен новый пятиглавый храм во имя иконы Знамения Пресвятыя Богородицы. Участок для него пожертвовала вдова известного общественного деятеля, публициста и финансиста В.А. Кокорева

Вид на балкон для замирщенных

– Вера Ивановна Кокорева. Столичные поморцы явились первыми из старообрядцев, кто, воспользовавшись преимуществами, дарованными Манифестом о веротерпимости, принялся за церковное строительство. Храм Знамения на Тверской стал крупнейшим поморским храмом в России и положил начало тому «сороку сороков» древлеправославных храмов, которые были воздвигнуты в течение «золотого века» старообрядчества по всей Руси Великой.

* * *

8 февраля 1907 г. Казанским губернским правлением была зарегистрирована Казанская община старообрядцев, приемлющих брак и молящихся за царя. В Казани всегда проживало значительное количество старообрядцев-безпоповцев – как приемлющих брак, так и не приемлющих. Старинная гравюра XVIII в. запечатлела поморскую моленную. В начале XX века, после выхода Манифеста о веротерпимости, в Казани на средства поморцев был построен замечательный храм в стиле древнерусской архитектуры (отчасти, кстати, перекликающийся с созданным по проекту архитектора А.Е. Бондаренко храмом Воскресения и Покрова в Токмаковом переулке в Москве). После революции храм был отобран властями, а уже совсем в недавнее время передан старообрядцам Белокриницкого согласия. Сейчас прихожане Казанской поморской общины лишены возможности молиться в построенном их дедами и прадедами храме и собираются для молитвы на частной квартире, что, безусловно, не может способствовать росту и развитию общины.  

Поморская моленная в Казани. С гравюры XVIII в

Поморский храм в Казани

13 февраля 1907 г. Пермским губернским правлением была зарегистрирована Яровская старообрядческая община поморского согласия, Камышловского уезда. 

* * *

 19 февраля 1907 г. Псковским губернским правлением была зарегистрирована Солецкая, Псковской губернии, старообрядческая община поморского согласия.

После выхода Манифеста о веротерпимости, ознаменовавшего новую эру в истории старообрядчества, начиная с 1907 г., по всей Псковской губернии начали регистрироваться старообрядческие общины, строиться церкви и моленные. По данным духовного ведомства 1913 г., в одном только Порховском уезде действовали старообрядческие общины старопоморского согласия в деревне Рябино (наставник Алексей Филиппович Вишняков), в деревне Ручейки (наставник Василий Егоров), в имении Березовка (наставник Димитрий Николаев), в деревне Язвище (наставник Василий Трофимов), в деревне Подосье (наставник Филипп Федорович Пономарев); старообрядческие общины поморского согласия в деревне Новинка (наставник Еким Федоров) и городе Сольцы (ныне – в Новгородской области; наставник Исай Макарович Трошков), в деревнях Корьхово и Городок действовали общины старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, а в деревне Касино действовал женский монастырь этой же иерархии (с 1911 г.).

В небольшом городке Сольцы до революции действовало несколько моленных: поморская («Полякова»), федосеевская («Ванюкова»), филипповская. Существовал даже небольшой федосеевский монастырь. Последняя инокиня матушка Аскитрея скончалась в 1941 г. Последним наставником поморской общины был Михаил Александрович Пычин (умер в начале 1960-х гг.). Вблизи Сольцов были моленные в деревнях Лубино, Любач, по воспоминаниям современников, весьма благолепные, с колокольнями. Наставника из Любача о. Феодора Репина выслали. В Центральном Городском Архиве Санкт-Петербурга сохранились «дела» о закрытии моленных в Любаче, Лубино, Сольцах, как записано в документах, «по просьбам граждан...», «в связи с расширением завода...» В селе Медведь существовала моленная и богадельня под попечительством купца Василия Ивановича Любацкого (1861 – 1931), активного участника I и II Всероссийских соборов. В начале 1920-х гг. В.И. Любацкий переехал в город Гатчину Ленинградской области, где служил в моленной наставником.

До настоящего времени вблизи Сольцов молится небольшая группа строгих федосеевцев и в одной из деревень также совершаются праздничные службы.

* * *

20 февраля 1907 г. Витебским губернским правлением была зарегистрирована Худеневская (Витебского уезда) старообрядческая община феодосиевского согласия.

* * *

21 февраля 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Лопушенишская старообрядческая община, Ново-Александровского уезда, Ковенской губернии.

* * *

23 февраля 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Ново-Александровская старообрядческая община, Ковенской губернии.

Ново-Александровская (ныне – Зарасайская) община имеет глубокую историю. Первый храм был устроен еще в 1735 г. по благословению духовного отца Федора Саманского на берегу озера Самани, вблизи Зарасай (ныне деревня Боровка). Спустя 112 лет (1847) по распоряжению Курляндского генерал-губернатора храм был сломан. Община сплачивалась уже в самом Ново-Александровске Ковенской губернии (ныне Зарасай). Богослужения совершались в доме купца Андрея Щербакова (1825–1881). Сведения о значительном периоде существования общины скудны. Известны лишь имена наставников Данилы Яковлевича – сподвижника Федора Саманского, Михаила Семеновича Поповича (ум. 1822), Артемия Сухорукова (сер. XIX в.). В 1860–1880-е гг. на жизни Зарасайской общины заметно сказывалось влияние миссионеров единоверия. В Зарасае была возведена единоверческая церковь (1872), объединившая немалую часть бывших старообрядцев. Позднее единоверческая община распалась, ее члены вернулись в староверие. Царский манифест 1905 г. о началах веротерпимости способствовал подъему старообрядчества. В Зарасае был устроен деревянный храм (разрушен во время Первой мировой войны). 

После войны продолжилось собирание сил. В начале 1920-х гг. предприниматель Леонтий Иванов подарил Зарасайской общине дом, в котором более 70 лет находилась моленная. Нынешний храм закончен и освящен по вековой традиции во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в октябре 1992 г. Начиная с 1891 г. здесь служили наставники: Ефрем Волков, Иоанн Янковский, Михаил Стрельцов, Федор Чепелов, Федор Шерстобоев, Иосиф Григорьев, Аггей Волков, Иакинф Голубов, Гавриил Бондарев, Анания Зенков, Федор Федотов, Фалелий Макаров, А. М. Кудряшов. С 1993 г. духовным отцом Зарасайской общины является С.И. Павлов. Председатель совета — Ф.Г. Куракина. В 1999-2000 гг. Зарасайская община насчитывала более 1000 прихожан (число исповедников) – жителей города и сельских окрестностей. Зарасайской общине принадлежит три кладбища. Всего в Зарасайском районе 28 старообрядческих кладбищ.

* * *

23 февраля 1907 г. Ковенским губернским правлением была зарегистрирована Видзская (Видзовская) старообрядческая община, Ново-Александровского уезда.

Видзовская община была основана в 1764 г., когда наставник из Дегуцкой обители Стефан Афанасьевич освятил в Видзах (Виленское воеводство Великого княжества Литовского; ныне Браславский район Белоруссии) молитвенный храм – один из первых на белорусских и литовских землях. Сначала Видзовская община была федосеевской, не позднее начала XX в. стала поморской. В 1816 г. в общине служил 60-летний наставник Савелий Васильев, уроженец местечка Видзы. В 1826 г. в Браславском уезде Виленской губернии, где находились и Видзы, проживало 2406 русских крестьян, населявших 53 имения, застенки и деревни. Имеются сведения о существовании большой моленной. После пожара в 1887 г. прибежищем верующих был скромный деревянный дом. В 1894 г. Видзовская община насчитывала более 400 человек. Наставник Аптимий Попов был участником съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильне (1906). По архивным данным, к 1914 г. было возведено кирпичное здание, но во время военных действий оно подверглось разрушению. На общую молитву старообрядцы собирались в частном доме. Во второй половине 1920–1930-х гг. Видзовская община входила в состав Восточной Старообрядческой Церкви в Польше и с 1925 г. находилась под духовной опекой Высшего Старообрядческого Совета в Польше. В 1920-е гг. радением председателя совета общины Е. Бирюлина, благодаря помощи Арсения Пимонова и пожертвованиям был построен благолепный Свято-Успенский каменный храм. (Сейчас Храм является памятником архитектуры и охраняется государством, он также единственный из старообрядческих храмов, находящийся под учетом мировой организации ЮНЕСКО.) Служил наставник Ф. С. Кузнецов, председатель совета Видзовской общины – Сергей Иванов. В 1930-х гг. община насчитывала более 2600 прихожан. Бури Второй мировой войны миновали храм, по возможности проводилось его обновление. Видзовская община всегда тяготела к старообрядцам Вильнюса. С 1944 г. общину духовно опекал Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР. В 1982 г. тщательный ремонт осуществил наставник M.E. Бирюлин. Конец XX в. выдался нелегким. С надеждами на добрые перемены в 1999 г. община отметила свое 235-летие. В 2001 г. служил наставник Иван Григорьевич Пушкарёв.

(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005) 

* * *

24 февраля 1907 г. Витебским губернским правлением были зарегистрированы сразу две старообрядческие общины в Двинском уезде: Сотниковская, Дагденской волости, и Вашицкая, Колупской волости. Обе – феодосиевского согласия.

* * *

24 февраля 1907 г. Пермским губернским правлением была зарегистрирована Курашимская старообрядческая община поморского согласия, Пермского уезда.

* * *

27 февраля 1907 г. Витебским губернским правлением было зарегистрировано Двинское старообрядческое братство.

Двинское (впоследствии – Даугавпилсское) старообрядческое братство действовало в 1907-1915 и 1924-1940 гг. Эта, одна из старейших старообрядческих общественных организаций в Латгалии, была основана 27 ноября 1905 г., а официально зарегистрирована 27 февраля 1907 г. Двинское старообрядческое братство объединяло представителей старообрядческих общин Восточной Латвии на основе общих религиозных и культурных ценностей. Во время Первой мировой войны деятельность Двинского старообрядческого братства была прервана и восстановлена только в 1924 г. Бессменный его председатель – Г. П. Романов, среди наиболее активных членов — С. Р. Кириллов и И.Н. Заволоко.

В деятельности Двинского старообрядческого братства в качестве основных выделялись два направления: финансовая помощь его членам и религиозно-просветительская работа. Для выплаты денежных пособий Двинское старообрядческое братство создало капитал взаимопомощи, средства которого использовались в трех случаях: 1) тяжелая болезнь или увечье, ведущее к недееспособности; 2) стихийное бедствие или пожар; 3) смерть (выплаты родственникам – членам Двинского старообрядческого братства). Каждый член Двинского старообрядческого братства имел право получить пособие только два раза. Основными источниками капитала взаимопомощи были: доход от взимания арендной платы, проценты от вкладов по облигациям, ежегодные членские взносы, пожертвования. В 1932 г. размеры однократного пособия достигали 100-200 латов. В связи со сложной экономической ситуацией во второй половине 1930-х гг. размеры пособий и количество членов Двинского старообрядческого братства постепенно уменьшались. Несмотря на это в 1938 г. братство выплатило пособий на общую сумму 700 латов, в 1939 г. — детских пособий на 300 латов и пособий старообрядческим общинам Латгалии на 160 латов.

В 1932 и 1933 гг. при финансовой поддержке правительства Латвии Двинское старообрядческое братство организовало летний детский лагерь (детскую колонию) в местечке Стропы, недалеко от Даугавпилса. В лагере отдыхало около 30 детей из малообеспеченных старообрядческих и новообрядческих семей. Программа отдыха включала как элементы религиозного воспитания, так и спортивные занятия и экскурсии. В 1932 г. по инициативе Двинского старообрядческого братства был созван 1-й съезд старообрядческой молодежи Латвии. В 1934 г. при поддержке Совета старообрядческих соборов и съездов организованы 3-и религиозно-просветительские курсы для наставников и учителей Закона Божия. Двинское старообрядческое братство активно сотрудничало с рижским и резекненским кружками ревнителей русской старины, содействовало открытию филиала кружка при Гайковской общине в Даугавпилсе. С 1937 г. при братстве существовал детский хор (руководитель Аркадий Макеев), который регулярно выступал с благотворительными концертами духовных песнопений и пользовался популярностью у широкой публики. В 1938 г. братство организовало Праздник песни старообрядческих духовных хоров, в котором участвовало около 250 певцов из Латвии. Двинское старообрядческое братство активно занималось благотворительной и культурно-просветительской работой вплоть до 1940 г.

(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

Рубрику "Памятные даты" ведет Кирил Кожурин


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.