1



Памятные даты в декабре


 Последний месяц уходящего 2006 года богат различными памятными датами, связанными со столетними юбилеями старообрядческих общин. Некоторые из этих общин, к сожалению, уже не существуют, другие, пройдя суровые испытания на прочность, сохранились до наших дней. Мы поздравляем всех староверов-поморцев, празднующих в эти дни столетние юбилеи своих общин, и желаем им доброго здоровья, многая лета и трудов на благо Церкви Христовой!

12 декабря 1906 г., 100 лет назад, Олонецким губернским правлением была зарегистрирована Волосовская старообрядческая община безпоповщинского согласия, функционировавшая в пределах Каргопольского уезда, Олонецкой губернии. Сейчас в районе Каргополя действует одна из последних филипповских общин в России, возглавляемая наставником Михаилом Юрьевичем, до начала 1990-х гг. подвизавшимся в филипповской Никольской часовне на Преображенском кладбище в Москве.

14 декабря 1906 г. Иркутским губернским правлением была зарегистрирована община старообрядцев поморского согласия в г. Иркутске. Старообрядцы издавна осваивали Сибирь, причем процесс колонизации ими сибирских земель шел двумя путями: правительственным и «вольнонародным». Среди сибирского населения старообрядцы составляли совершенно обособленную группу. Массовое распространение Древлеправославия в Сибири начинается с последней четверти XVII века. Документами зафиксированы факты сожжения старообрядцев тобольскими властями в 1676 и 1683–1684 гг., а также «гари» в Березовском на реке Тобол в 1679 г., в Каменском под Тюменью и в Кургайской слободе в 1687 г. В Сибири старообрядчество распространялось в соответствии с общей направленностью продвижения русского населения – с северо-запада на юго-восток.

Сохранились некоторые сведения об организации общин старообрядцев и их деятельности в Иркутске. Согласно архивным документам, в конце XVIII – первой половине XIX вв. старообрядцы жили во всех четырех волостях Иркутской губернии. Число их было достаточно стабильным. В основном, они относились к зажиточной части забайкальцев. Никакие меры господствующей церкви и официальной губернаторской власти не смогли заставить старообрядцев отказаться от их веры. В 1911 г. во всей губернии официально числилось 4 тысячи старообрядцев. 14 декабря 1906 г. губернское управление внесло в реестр «Общину старообрядцев поморского согласия, не приемлющих священства», главой которой был И.Е. Тюлькин. 16 февраля 1907 г. произошло «вооруженное нападение на квартиру Тюлькина на Тихвинской улице». Случайное оно или дело рук какого-то фанатика – противника староверов, – сказать трудно. По-видимому, Тюлькин, довольно богатый купец, остался жив. 15 мая 1907 г. на Русиновской улице (ныне Байкальская) был освящен построенный Тюлькиным старообрядческий Покровский храм прибывшим из Томска старообрядческим епископом Иосафатом. В 1909 г. «21 и 22 ноября старообрядческий епископ Иосиф проездом через Иркутск совершил богослужение в местном старообрядческом Покровском храме и заупокойную литию на могиле строителей храма супругов Тюлькиных», – сообщает «Иркутская летопись». В январе 1912 г. «последовало Высочайшее соизволение» на передачу Покровской общине завещанного ей Тюлькиным храма с постройкой и с землей. 2 февраля 1914 г. в этом храме состоялось годовое собрание общины для рассмотрения отчета за 1913 г. и выборов членов Совета общины, «приемлющей священство Белокриницкой иерархии». Как видим, судьба поморской общины была достаточно печальной: сначала она перешла в поповское согласие, а потом вообще перестала существовать. Кроме того, в Иркутске в 1908 г. сложилась «Община старо-поморского согласия, не приемлющая священства» с наставником во главе. Молитвенный дом для нее был куплен купцом И.В. Гусевым на ул. Малой Блиновской (ныне – Партизанская). Сейчас в Иркутске есть отдельные христиане, но своей общины пока нет. За совершением Таинств староверам приходится ездить даже в Санкт-Петербург, в Рыбацкое.

18 декабря 1906 г. Новгородским губернским правлением была зарегистрирована Старорусская старообрядческая община. Новгородская земля практически сразу после раскола становится одним из крупнейших центров Староверия. Известно, что из Крестецкого Яма (ныне – Крестцы) происходил выдающийся деятель Древлеправославия – Феодосий Васильевич. В Старой Руссе, в доме одного из христиан, он встречался в начале XVIII в. для переговоров с выговским киновиархом Андреем Дионисьевичем, а затем, как говорит Житие последнего, примирившись, они совместно отслужили всенощное бдение. До революции староверческие общины (почти все – безпоповские поморского корня) существовали в большинстве уездов Новгородской губернии. Особенно много староверов жило на линии Малая Вишера – Крестцы – Окуловка, за Старой Руссой, вокруг городов Пестово и Сольцы.

В настоящее время Старорусская поморская община является самой крупной общиной Новгородской области. За Старой Руссой через несколько десятков километров вдоль границы с Псковской областью начинается полоса непроходимых болот. По обе стороны этих болот, в труднодоступных местах располагались староверческие деревни. «Порядки здесь были очень строгие. Даже за однократное мирщение полагалась значительная епитимия. Существовало местами деление на християн «Большой чаши» и «Малой чаши» (в отношении замирщения). Коллективизация добралась и до этих мест, и с конца тридцатых годов все большая часть молодежи стала переселяться в город, особенно ближайший — Старую Руссу, пополняя местную общину, существовавшую в городе и до войны. В послевоенное время предпринимались попытки зарегистрировать общину, писались письма в Москву, особенно на имя К. Е. Ворошилова (или М. И. Калинина), зная по слухам о его старообрядческом происхождении. По рассказам Матроны Федоровны Зориной (1903–1991), многолетней головщицы и уставщицы общины, которая как раз и являлась организатором ходатайств, был получен ответ: «О том, что я старовер, я давно забыл, и вы забудьте!» Тем не менее, община полностью действовала, местные власти смотрели на это «сквозь пальцы», но регистрации препятствовали... Многие годы служба совершалась в частных домах, последнее время в доме по ул. Некрасова, 58. Недоставало икон. Ряд праздничных образов был заказан в Вильнюсе у иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. За их использование как за «новодел» особо молились собором. Посетив общину в 1979 г., автор этой статьи поразился строгости християнского поведения, отношения к службе. Никакого электричества во время службы. На стене висела открытая кружка для пожертвований, из которой торчали «трешки» и «пятерки». Средства использовались по указанию настоятеля, которым тогда являлся Василий Николаевич Николаев (1890–1985), благообразный строгий старец. Я был, как гость, допущен на общую молитву после особого разговора с настоятелем и не сразу. С 1985 г. общину возглавил Симеон Иванович Иванов (1918–2003), который продолжил традицию наставничества В.Н. Васильева, сопротивляясь внесению послаблений в церковную жизнь. В связи со сносом дома на ул. Некрасова вновь возникла необходимость регистрации общины, и по общему согласию усилиями избранного председателя Анастасии Петровны Коваленко в 1990 г. община была зарегистрирована, и ей предоставлен деревянный дом на ул. Просвещения, 24, который переоборудовали под моленную. В 1993 г. общине также передана старинная Никольская церковь. Усилиями правления здание было в короткий срок отремонтировано и оборудовано. Перешли к служению в новом храме. Большое количество прихожан, необходимость выездов в деревни района заставило общину искать второго наставника. Им стал Григорий Иванович Косолапов, в 1993 г. переехавший с семьей с Урала. Хозяйственной жизнью общины после смерти в 1996 г. А.П. Коваленко также приходится руководить Г.И. Косолапову» (Шамарин В.В. Староверие в Новгородской области // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 г. С. 69–70).

После кончины в 2003 г. д.н. Симеона Ивановича Иванова Григорий Иванович Косолапов становится настоятелем Старорусской общины. Напомним, что храм Св. Николы, занимаемый ныне поморской общиной, построен в 1371 г., колокольня пристроена в 1750-х гг. В советские годы в храме размещался краеведческий музей, но в 1990-е гг. храм был все-таки возвращен его законным наследникам. Прихожанами был проведен капитальный ремонт, и в настоящее время Никольский храм в Старой Руссе – это то редкое место на Земле, где в дониконовском храме еще можно помолиться по древлеправославному чину. Мы сердечно поздравляем уважаемого отца Григория Ивановича, причетников и прихожан Старорусской старообрядческой общины со 100-летием первой регистрации их общины и желаем всем телесного здравия и душевного спасения!

21 декабря 1906 года, 100 лет назад, была зарегистрирована «Первая московская община беспоповцев поморского законнобрачного согласия на Покровской улице в участке Лефортовской части в доме Г. Е. Кузьминой». Настоятелем 1-й Московской общины стал И. М. Горбунов. Первоначально община располагалась в так называемой Любушкинской моленной (Большой Переведеновский пер., 24). В 1908 г. на месте старых деревянных построек Любушкинской моленной по проекту архитектора И. Е. Бондаренко были возведены каменные трехэтажная богадельня и храм. Закладка храма состоялась 18 мая 1908 г., а 30 ноября храм был освящен во имя св. Николы Чудотворца. Впоследствии, 6 декабря 1910 г. в здании были освящены еще две моленные — Рожества Христова и Успения Пресвятыя Богородицы. Новый храм напоминал по своему внешнему виду фасад теремного дворца бояр Романовых на Варварке. При храме было большое собрание древних икон и святоотеческих книг. Для престарелых женщин и сирот имелся небольшой приют, содержавшийся на добровольные пожертвования прихожан. При входе в храм в стене была вделана медная доска с памятной надписью: «Во славу Святыя Единосущныя и Неразделимыя Троицы: Отца и Сына и Святаго Духа, освятися сей святый храм во имя Рожества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и Успения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно Девы Марии и Святителя Николы архиепископа, Мир-Ликийскаго чудотворца в лето от сотворения мира 7417, а от воплощения Бога-Слова в 1908 ноября 30-го дня, построенный иждивением первой московской общины старообрядцев безпоповскаго поморскаго законобрачнаго согласия; заложен же сей храм в лето 1908 мая 18 дня при настоятеле Иване Михайловиче Горбунове, председателе общины Петре Ивановиче Ануфриеве, товарище председателя Иване Савельевиче Карзубове и членах: Павле Кондратьевиче Полякове, Григории Павловиче Мозолькине и Михаиле Фадеевиче Скороходове». Освящение храма провел настоятель И.М. Горбунов. На правом клиросе во время освящения пел хор любителей-мужчин, а на левом – местный постоянный женский хор. В отличие от 2-й Московской общины, зарегистрированной в 1907 г., в 1-й общине сохранялось наонное пение, введен строгий монастырский распорядок. Иконы в новый храм были перенесены из старой моленной и размещены в трехъярусном иконостасе и за клиросами. Храм Первой Московской общины был закрыт вскоре после революции 1917 г. Его прихожане в апреле 1921 г. перешли во 2-ю общину. Само здание моленной было уничтожено в 1970-е гг.

Подготовил Кирил Кожурин


Храм Св. Николы в Старой Руссе Московский Переведеновский храм


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.