1



Памятные места в староверии


Неотъемлемой частью духовной жизни христиан было почитание чудотворных икон, памятных мест, а так же особое почитание людей проявивших себя в деле проповеди и защиты веры. Но к сожалению за время советской власти многие из церковных традиций были утеряны. Общее обмирщение нашей жизни, большая интеграция в общество приводит к отступлению от традиционной жизни. За последние годы единственными регулярными церковными мероприятиями стали престольные храмовые праздники и юбилеи в некоторых общинах. Иногда такие праздники становятся общецерковными мероприятиями, если раньше на них присутствовали гости из соседних общин, то теперь бывает, что приезжают даже из других государств. Присутствие большого количества людей на таких праздниках всегда очень радостно, это объединяет прихожан в одну большую Христианскую семью.

Однако в общецерковном значении этого недостаточно, так одной из ближайших задач нам видится в возрождении межобщинных мероприятий: крестных ходов, установки памятных крестов, поломнических поездок и других составляющих духовной традиции. Такие инициативы внутри Церкви будут способствовать налаживанию связей между общинами и поднятию духовного уровня у прихожан. Первым шагом в этом направлении должна стать работа по выявлению памятных мест и почитаемых предметов в староверии.

Условно объекты сакрального почитания можно распределить следующим образом:

1. Это могут быть исторические места расположения скитов, монастырей, моленных домов. Места мученической кончины страдальцев за древлее благочестие, могилы особо известных духовных отцов.

2. Чудотворные, мироточивые и особо почитаемые иконы.

3. Явления святых, чудес и проявления чудесного промысла Божия.

4. Памятные события и даты из истории староверия.

О некоторых известных местах и планируемых мероприятиях я расскажу подробней.

В Российском Совете Древлеправославной Поморской Церкви в рамках Историко-Архивного отдела есть проект по выявлению и возрождению памятных мест. Многие такие места связанные с нашей трагической и в тоже время героической историей оказались практически забытыми. Сакральные памятники со временем разрушаются и приходят в упадок, и если нам сейчас не приступить к их возрождению, то может случиться, что в недалеком будущем мы даже не будем знать, где они находятся. 

Так было отрадно видеть, как не так давно в Латвии в Даугавпилсе был установлен Крест в Лигинишках, на месте где находился первый молитвенный дом староверов на территории Прибалтики. В Самаре в сентябре этого года ставили памятный Крест на месте разрушенного поморского храма. Староверы Самары и гости из других общин прошли с Крестным ходом по центру города от современного Храма до места установки Креста. Всего в Крестном ходе приняло участие около 400 человек, в ходе которого на улице было остановлено движение, такое мероприятие в современной России прошло впервые.

В России в ближайшие годы нами запланировано установить несколько поклонных Крестов, что бы отметить памятные места и напомнить староверам о собственной истории. В частности в ближайшее время планируется установить Крест на Палеострове в память о 350-летии со дня казни Павла Коломенского (1656) последнего древлеправославного епископа и в память о погибших за правоверие в Палеострове в 1687 и 1688 годах. Так же планируется поставить Крест на берегу Куржецкого озера в память о Куржецкой обители, которая одна из первых выступила в защиту староверия и явилась одним из первых центров для многих ревнителей древлеправославия, тем местом где они могли скрываться от преследований властей, собираться и обсуждать насущные вопросы. Обитель была уничтожена по велению никонианского митрополита Питирима в 1664 году, воинским (по сути карательным) отрядом были снесены все монастырские постройки, а все иконы и книги были собранны в соборной монастырской Церкви, которая со всей утварью была сожжена. История Куржецкой обители почти нигде не отражена и осталась только в староверческих житиях и сказаниях. На этом месте уже в начале 20 века был установлен памятный Крест, которые еще стоял в 1950-х годах.

Выг. Источник.

Так же планируется установка Крестов:

- в Данилове на Выгу, на месте монастырского источника;

- на Лексе, где в следующем 2006 году исполняется 300 лет со дня основания Лексинского женского общежительства.

- на Виданском острове на реке Суне (недалеко от г. Кондопога) – это довольно мало известный скит основанный Кирилом Сунарецким и где нашли приют гонимые ревнители старой веры, Сунарецкий скит в первые годы после раскола играл роль одного из центров староверия.

Известны и другие поморские монастыри, существовавшие уже ближе к нашему

Лекса. Паломники на месте женского общежительства.

 времени.

Великопоженский скит (совр. д. Скитская, недалеко от с. Усть-Цильма) для Северо-Востока европейской части России, в том числе для всей Печоры он имел такое же значение какое Выгорецкий монастырь имел для всей России. Это был очень крупный духовный центр в котором переписывались книги, писались и отливались иконы по образцам выговских, а так же и в других сферах были особо тесные контакты с Выговской обителью. В настоящее время на месте Великопоженского скита, на кладбище находится памятная часовня.

Кошлаковский храм

Кошлаковский и Крапивенский монастыри находились в Белгородской области, Чугуевский монастырь недалеко от Харькова, Амбургский скит рядом с Архангельском, в нем до настоящего времени сохранились некоторые постройки, в том числе скитская колокольня. Последние оставшиеся насельницы этих монастырей отошли в мир иной уже не так давно, в последние годы ушедшего 20 века.

В Челябинской области был Зигальгский Покровский монастырь, где рядом с монастырем по склонам горы Зигальга еще в 1950-х годах в пещерах жили отшельники, скрываясь от советской власти. При разгроме монастыря солдаты прошли цепью по склону горы и выгнали отшельников из пещер, позже оставшиеся инокини перебрались в село Меседа, в котором последняя инокиня умерла в 1990-х годах, после того как она была избита и ограблена. В ближайшие пару лет планируется совершить поездку на Зигальгу, а так же в район Таватуйского скита, находящегося недалеко от Екатеринбурга с целью более детального определения мест нахождения монастырей, чтоб в дальнейшем так же установить памятные Кресты.

Немногим более известен в современное время Убинский (Алтайский) женский монастырь, который  находился на территории современного Рудного Алтая в Восточном Казахстане. После закрытия и разорения монастыря в 1928 году инокини разошлись по разным местам, позже несколько матушек перебрались в город Риддер (бывший Лениногорск), в настоящее время это единственная монастырская обитель которая еще действует, там живут две старицы Марья и Вера, а так же чернец Александр. Российский Совет ежегодно выделяет средства на поддержание монастыря.

Есть желание устанавливать поклонные Кресты по всем памятным местам которые мы сможем определить, подразумеваются не только те места где были монастыри, но так же и на месте разрушенных церквей и молелен. С этой целью будут организованы в том числе и специальные рабочие поездки.

"Пустозерск"

Кроме этого в Российском Совете ДПЦ разрабатываются маршруты и способы проезда к таким наиболее почитаемым староверами-поморцами местам, как Соловецкий остров, Выгореция, Палеостров, Пустоозерск (около Нарьян-Мара). Причем в Пустозерске, на месте гибели протопопа Аввакума планируется строительство часовни. В настоящее время наш наставник из Нарьян-Мара Александр Иванович Ляпунов каждый год в апреле бывает в Пустозерске и около памятного Креста служит соборную панихиду или литию по протопопу Аввкуму со узниками. Пустозерск находится в заполярье и в апреле в это время еще суровая зима, морозы бывают до минус 40 градусов, из-за этого планируется построить часовню, чтобы можно было укрыться от непогоды и совершать молитву в помещении. Предварительные переговоры с администрацией по этому вопросу уже были, так что будем надеяться на успешный ход дела.

Кроме памятных мест многих староверов интересует вопрос о современных чудесах в староверии. Как оказалось, многие факты явления чудес произошедшие за последние годы в наших общинах остаются неизвестными даже внутри самого староверия. Так в Латвии есть Мироточащий Крест, в Даугавпилсской старообрядческой общине на Форштадте. Чудотворныая икона есть в Новгороде Волынском (в Украине), в Литве в Укмерге произошло обновление иконы, так же чудотворные иконы есть в некоторых общинах в России. Однако информации по данной теме к сожалению почти нет. Так же известно несколько рассказов о явлениях святых. К примеру в Архангельске, в 50-е годы когда было очень сильное гонение на христиан, ходил старец по домам и укреплял людей в вере, убеждал, что надо продолжать молиться и не бросать Божье дело. Милиции стало о нем известно, а когда они пыталась его задержать, то старец вышел на берег и по воде ушел на другой берег Северной Двины и там исчез в прибрежных зарослях и только потом люди догадались, что это был святой Евфимий Архангелогородский – небесный покровитель Архангельска. После Никона почитание Евфимия Архангелогородского было запрещено, как было сказано «за двоеперстие и длинную бороду». Но староверы продолжали его почитание и иконы святого сохранялись в семьях.

Промыслом Божиим можно назвать и такие случаи. На Украине в старообрядческом селе Кошарищи в советское время закрыли храм, сначала его хотели использовать в хозяйственных целях, но селяне воспротивились и храм простоял 15 лет закрытым и пустым. Позже новое руководство распорядилось разместить в нем зерно и вскоре храм обвалился. Храм как бы стоял и ждал когда придут молиться, а не дождавшись – рухнул.

Там же на Украине в Бердичеве, совсем недавно произошел печальный случай когда руководство общины, наставник и председатель, сговорившись, тайно перешли в поповское белокриницкое согласие и пригласили из Киева епископа Киевского и всея Украины Саватия, он прибыл в храм и стал служить, прихожане изумились не понимая, что происходит и стали возмущаться, им же был дан жесткий ответ – «Не нравится уходите, теперь здесь так будет всегда». Люди не знали, как быть, что делать, как вернуть храм. Но прошло буквально несколько месяцев и крыша в храме обвалилась. Наши прихожане изгнали отступника наставника и председателя, избрали новое руководство, а на месте рухнувшей церкви построили новую. Это тоже можно рассматривать как промысел Божий, который не потерпел осквернения еретиками святого храма.

В Нижегородской области был случай, когда советские власти закрыли моленную и хотели сделать в ней клуб, а на следующий день в нее попала молния и моленная сгорела дотла. И таких похожих случаев довольно много.

Как уже говорилось, информация о чудесах в староверии довольно ограниченная, многое приходится узнавать из бесед со старшим поколением. Такие факты необходимо собирать, записывать и возможно в дальнейшем издать книгу о чудесах которые совершаются в нашей Церкви. Это послужило бы делу нравственного и духовного воспитания молодого поколения староверов. Надо изучать историю староверия, знать местные памятные места и не забывать о них. Благочестивой традицией могли бы стать Крестные ходы, которые довольно распространены были до начала 20 века, но к сожалению до настоящего времени не возобновленные.

В завершении хотелось бы сказать несколько слов о почитании духовных отцов, которые пострадали за древлее благочестие и донесли до нас сохраненную истинную веру.

Наша Церковь по промыслу Божию не имеет иерархии, и таким образом у нас нет возможности законной канонизации, но и забывать страдальцев за древлее благочестие не допустимо. Мы должны свято хранить память о наших отцах и по причине невозможности совершать им службы и возносить к ним свои молитвы, могло бы стать хорошей традицией совершение соборных панихид в дни их памяти. Так в Самарской поморской общине по всем бывшим наставникам в течении всего года в дни их упокоения служится соборная панихида.

Такими днями, в которые служатся соборные панихида могли бы стать 14 марта в день преставления Андрея Денисьевича, 16 апреля - память о мученической гибели епископа Павла Коломенского, 27 апреля - память протопопа Аввакума со узниками, 15 ноября - память боярыни Феодосии Морозовой в инокинях Феодоры со узницами. Такие панихиды смогли бы напоминать нашим прихожанам о пострадавших за древлее благочестие, за Старую Веру и о нашей ответственности в деле ее сохранения.

А.Безгодов

"Пустозерск" - фото К.Кожурина, остальные фото - А.Безгодова

 


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.