1



«Женщина в старообрядчестве»


7–10 сентября в Петрозаводском государственном университете состоялась международная научно-практическая конференция «Женщина в старообрядчестве», посвященная 300-летию основания Лексинского общежительства.

 В конференции приняли участие ученые из различных регионов России, а также из-за рубежа (Ирландия, Япония, Финляндия, Латвия). Здесь можно было встретить таких маститых исследователей старообрядческой культуры, как Е.А.Агеева, Е.М.Юхименко, В.В.Керов, О.М.Фишман, Е.Я.Зотова и многие-многие другие. Тема старообрядчества, неисчерпаемая по своей сути, привлекает к себе представителей самых разных отраслей науки: историков и философов, этнографов и филологов, искусствоведов и экономистов, религиоведов и культурологов. Прозвучали доклады на разнообразные темы, но все они, так или иначе, касались роли женщины в старообрядчестве. Как справедливо отметил профессор В.В.Керов, «в старообрядчестве женщина занимала значительное место, отличное от ее гендерного статуса в остальной части православного социума». Такое высокое (относительно «синодального» большинства) положение женщины в старообрядчестве обеспечивалось, по мнению ученого, не только ее духовно-образовательной работой, но и активной деятельностью в сфере хозяйствования.

Приняли участие в конференции и представители старообрядческих церквей – Древлеправославной Поморской Церкви, Русской Православной Старообрядческой Церкви (белокриницкие поповцы), Древлеправославной Церкви России (епископ Курский Аполлинарий), федосеевского, спасовского и даже филипповского согласий. Нужно отметить, что в последние годы среди участников разнообразных научных конференций, посвященных теме Старой Веры, намечается значительное увеличение представителей старообрядчества. Старообрядцы, на которых некоторые ученые привыкли смотреть лишь как на потенциальный объект научного исследования, сами становятся независимыми исследователями, предлагая альтернативный секулярному взгляд на свою историю и культуру.

В ходе подготовки к конференции был издан сборник материалов «Женщина в старообрядчестве» (Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006. 247 с., тираж – 200 экз.).

Во время работы конференции ее участники посетили Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Карело-Финский государственный музей. Настоящим подарком стало посещение небольшого, но весьма интересного музея, созданного благодаря стараниям В.П.Ершова при Карельском государственном педагогическом университете.

9 сентября состоялась автобусная поездка участников конференции на Лексу, где в 1706–1857 гг. находился женский Лексинский монастырь, оставивший значительный след в истории русской культуры.

Напомним, что в этому году исполняется 300 лет со дня основания Лексинского общежительства. В 1706 г. на живописном берегу реки Лексы — в 20 километрах от Выгорецкого общежительства и в 12 километрах от Сергиева скита (где некогда спасались знаменитые северные подвижники старцы Корнилий Выговский и Виталий Московский) выговские отцы основали женскую обитель, получившую название «Пречестной обители девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня».

Соборная часовня монастыря была выстроена в 1706 г. и освящена во имя Крестовоздвижения. Первой настоятельницей Лексинской обители стала родная сестра Андрея Денисова Соломония, пришедшая на Выг вслед за братом еще в 1693г.

Лексинское общежительство было организовано по образцу Выговского. Так, во главе Лексинской киновии стояла «большуха», или «начальная мать», от которой обитательницы Лексы принимали благословение «на всякое время». «Начальная мать» неизменно участвовала в соборах Выгорецкого общежительства при обсуждении религиозных и хозяйственных вопросов. Ее помощницей являлась «строительница», которая должна была «знать всякое дело и благочиние во всех службах и строение всякое, и келарское дело». Другой помощницей являлась «казначея» — «та да знает в платье и обуви, и в пряже, и в раздаче». Особые «старицы-надзирательницы должны были пещися о всяком благочинии церковном и трапезном». В общежительстве все было общим. Все насельницы, за исключением престарелых и больных, должны были трудиться: одни — на крестьянской работе, другие — в швейной, третьи — в трапезной.

Большое внимание в Лексинской обители уделяли образованию. Здесь была построена «грамотная изба» для обучения грамоте взрослых и детей. Из «Лексинской Академии», как называли школу при обители, вышло немало искусных грамотниц и начетчиц. Со временем была организована специальная мастерская по переписке книг. На Лексе переписывались (в том числе на заказ и на продажу) не только памятники древнерусской книжности, но и сочинения выговских отцов. Рукописные выговские книги расходились по всей Руси. Лексинская мастерская в первой четверти XVIII века заменяла настоящую типографию и выпускала книг больше, чем тогдашняя московская патриаршая типография, единственная на всю страну!   В 1820-е годы в лексинских мастерских трудились около 200 девушек — «грамотниц», писавших особым стилем, известным под названием поморского письма. В «Описании Олонецкой губернии», изданном в 1816 г., о Лексинском монастыре, где в то время находилось 720 насельниц, говорится: «Упражнение их состоит в зимнее время в пряже, тканье и вышиванье золотом и серебром, которые вещи они продают и получаемые деньги кладут в общую казну». Насельницы обители вышивали лестовки, бумажники, кички, предметы домашнего обихода.

Просуществовав 150 лет, Лексинское общежительство было варварски разорено в середине XIX в. правительством Николая I, проводившего политику беспощадной борьбы с «расколом». 3 июня 1857 г. Лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня была запечатана, а затем вместе с другими постройками снесена. Лексинские святыни — древние книги, иконы и богослужебные принадлежности — были конфискованы. Однако несмотря на столь печальный конец, Выг и Лекса спустя годы и десятилетия после своего разгрома продолжали осуществлять заметное духовное и культурное влияние не только на жителей Русского Севера, но и на все русское Староверие.

В заключение хотелось бы отметить, что международная конференция «Женщина в старообрядчестве» стала возможной благодаря подвижническим трудам сотрудников Петрозаводского государственного университета и прихожанина Московской Поморской общины, потомка последнего выговского большака – Владимира Яковлевича Лубакова.

Спаси Господи всем труждающимся на ниве духовного просвещения, всем, кто старается донести до людей правду о Староверии!

Кирил Кожурин


Конференция Участники конференции
на Лексе
В залах музеев

 

***

После окончания конференции группа староверов-поморцев в составе Алексея Безгодова (Москва) Кирила Кожурина (Санкт-Петербург) и Александра Белова (Минск) отправилась в паломничество на Выг и Палеостров.


Лекса Выг Выг Палеостров

Палеостров Место гари Памятный крест Развалины башни

 


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.