1



К 300-летию Лексинского общежительства

 


 

С обложки календаря ДПЦ на 2006 год

В этом году исполняется 300 лет со дня основания знаменитого Лексинского поморского общежительства. В связи с памятной датой мы размещаем на нашем сайте статью Ивана Никифоровича Заволоко «260-летие основания Лексинского общежительства (1706–1966)» из Старообрядческого Церковного календаря 1966 г., а также редкий памятник старообрядческого летописания – «Лексинский летописец». В оригинале это произведение представляет собой небольшую рукопись в 8-ю долю, на 24 листах, писанную полууставом и скорописью поморского типа нескольких почерков XIX века. Рукопись заключена в простой кожаный переплет «сумкой», склеенный из отдельных листов поморской рукописи со списком инокинь, находившихся в больнице. Памятник описан Вс. И. Срезневским, его комментарии соотнесены со списком из собрания Невоструева – т. н. «Выговским летописцем».

Лет триста тому назад, нескончаемый лес тянулся от берегов Онежского озера и до Белого моря. «Край непуганых птиц» — так назвал Выгорецию писательгеограф М.М. Пришвин. В 1680 году в этом диком, тогда безлюдном крае, на берегу реки Выг поселился старец Сергий. В 1690 году вблизи «Сергиева скита» поселились старцы соловецкие Корнилий и Виталий. «И начаша людие приходити с разных места и градов. Непроходимые пустынные дебри благочестивыми населишася жительми» [1]. Основалось знаменитое Выгорецкое общежительство.

«И видеша отцынастоятели, яко людие умножаются, положиша совет како устроити житие. И положи им Бог в разум, чтоб построити особь девическую киновию».

В 1706 году на живописном берегу реки Лексы было основано Лексинское обшежительство — в 20-ти км от Выгорецкого общежительства и в 12-ти км от Сергиева скита. Устроили все «по чину»: построили часовню, больницу, столовую и служебные постройки.

В 1739 году Самариным было представлено в Тайную канцелярию «Описание обретающимся в Олонецком уезде как мужеска, так и женска полу раскольническим скитам зданий». В «Описании» говорится, что «в Лекском общежительстве» находилась часовня «во имя Воздвижения Честнаго Креста с перерубом. Покрыта на две стороны тесом. На ней глава и крест деревян­ные. При той часовне — колокольня, на которой больших и малых колокол 4. Около той часовни 25 келий с сенми и чуланами, в том числе столовая, в которую от часовни имеются переходы, 1 хлебня, 1 поварня, 1 портомойня, 2 избы скитских, 4 красильни, 1 приворотня. Округ того строения ограда деревянная; в той же ограде скотский двор с хлевами и с сенным сараем. Близ того строения на означенной реке — мельница. При той мельнице изба с сенми и с чуланами да два сушила и 3 анбара хлебных малых» [2].

Для пашни и заготовки дров выделили из братии Выгорецкого общежительства особую рабочую артель «со старцем Исааком Ефимовичем во главе». Эта артель жила поодаль от Лексинского общежительства и имела свои жилые и хозяйственные строения. В 1732 году для братии из рабочей артели на Лексе была построена часовня — до того они молились в своей столовой.

Население Лексинского общежительства росло. К середине 18 столетия «Лекса развилась в небольшой зажиточный городок с населением в несколько сот человек» [3].

В основу жизни общежительства на Лексе 6ыл положен «чин и устав по

Соломония Дионисьевна Мышецкая

общежительных святых отец преданиям» (Устав постниц), выработанный для Лексы Андреем Дионисьевичем. Во главе женского общежития находилась «большуха» или «начальная мать». Обитательницы Лексы принимали от нее благословение «на всякое время». Ее помощницей явля­лась «строительница» — она должна была «знать всякое дело и благочиние во всех службах и строение всякое, и келарское дело». Другой помощницей являлась «казначея» — «та да знает в платье и обуви, и в пряже, и в раздаче». Особые «старицы-надзирательницы должны были пещися о всяком благочинии церковном и трапезном».

В общежительстве все было общим. Запрещалось иметь свою одежду, обувь и пищу. «Аще хощете житие свое исправити по святых отец Писаниям, — говорится в Уставе Андрея Дионисьевича, — должны есте жити единонравно и ни едино же свое что имети особне; якоже о том пишет Василий Великий и Никон Черные горы, и преподобный Иосиф Волоколамский чудотворец». Все присылаемое родственниками (одежда, продукты, деньги) передавалось «казначее».

На соборах Выгорецкого общежительства при обсуждении религиоз­ных и хозяйственных вопросов участвовала и представительница Лексы — «начальная мать».

В Лексинском общежительстве все, кроме престарелых и больных, дол­жны были трудиться: одни на крестьянской работе, другие в швейной и т.д.

Еще при Андрее Дионисьевиче было обращено большое внимание на обучение женщин и девиц грамоте. На Лексе была построена «грамотная изба» для обучения грамоте взрослых и детей. «О большом значении жен­ской Лексинской школы говорит то, что в Поморье она называлась “Лексинской Академией” [4]». «Выг рассылал своих грамотниц по всей России, — пишет В.В. Андреев в своей книге “Раскол и его значение”, — при закрытии Выговской и Лексинской обителей в 1850 годах оказалось, что женское население в центре Поморского учения было весьма значительно в сравнении с мужским и все женщины были искусные грамотницы и начетчицы» [5].

Особое внимание на Лексе было обращено обучению знаменному пе­нию и переписыванию богослужебных и учительных книг. «Андрей Дени­сович грамотниц старых и малых, которые не учены пению, нача сам учити пению. Такожде и писцов из них учаше, чтобы право писати» [1, с. 141–142]. В 1719 году Андрей Дионисьевич в дополнение к «Уставу пост­ниц» составил для Лексы «Пять главизн о чиноположении всех служб». «Начальница над писмами, — писал Андрей Дионисьевич, — должна над­сматривать над писцами, чтобы писали и свидетельствовали добре, чтобы описей не было. Уставщику определять кому служить, кому писать и у на­чальницы над писмом ведать: кто что может писать и кто свободен к писму» [6]. На Лексе были созданы подлинно художественные произве­дения книжного искусства.

«Поморский стиль орнамента вместе с декоративным письмом — до­стиг высокого художественного уровня. В поморских заставках тщательно и тонко изображена растительность, с большим вкусом и художественным тактом даны геометрические узоры. Сочетание красок отличается изяществом. Орнаментированные заглавные буквы (инициалы) напо­минают настоящие миниатюры» [7].

«Общее впечатление от художественного облика рукописей получается как от чего-то необыкновенно красочного, праздничного, переливающегося почти всеми цветами радуги, обогащенной золотом» [8].

По содержанию поморские рукописи разнообразны: из богослужебных певческих книг чаще встречаются «Обиход», «Октай», «Трезвон», «Праздники» и «Триодь» — постная и цветная; из полемических сочинений — знаменитые «Поморские ответы». Большим распространением среди старообрядцев пользовались поморские «лицевые» рукописи: «Лицевой толковый Апокалипсис» и сборники религиозно-нравственного содержания.

Сотни женщин на протяжение почти 150 лет занимались перепиской книг на Лексе. В 1838 году, когда перепиской книг еще занимались около 200 девушек, переписка эта была запрещена. С этого времени стало увядать поморское книжное искусство. Много рукописей погибло в 1854 году при закрытии Лексинского общежительства [9, с. 222]. Лет 60 назад из Олонецкой губернии в огромном количестве вывозились рукописи. Известный собиратель древних сказаний и былин на Выге Н.Е. Ончуков в своей брошюре «Старина и старообрядцы» [10] указывает на В.И. Срез­невского, который в 1903 году привез из Олонецкой губернии колоссаль­ное количество рукописей, «что-то около 13 пудов».

Много поморских рукописей находится в государственных книгохранилищах, в старообрядческих моленных и у отдельных собирателей книг.

Обитательницы Лексинского общежительства занимались литературной деятельностью. До нас дошло «надгробное слово Симеону Титовичу», учителю Лексинской обители (ум. в 1791 г.), сочиненное одной из инокинь Лексинского общежительства. Оно было напечатано В.И. Срезневским в материалах Бонч-Бруевнча [11].

Процветало на Лексе и искусство шитья и вязания. О «краснах» упоминается в «Уставе» Андрея Дионисьевича для Лексы.

Во многих реках Выгореции водились ракушки «перловицы». Жемчуг употребляли на украшение икон.

Еще в 1870 гг. в дер. Сергиевской (бывш. Сергиев скит) встречались дома, «двери и окна которых были расписаны. На стенах картинки висели душеспасительные. Все лексинского мастерства» [9, с. 218].

После «мамаева разорения» в 1854 году часовни на Лексе были слома­ны: люди, неприписанные к Лексе, были высланы; Лекса была обращена в селение государственных крестьян.

Общежительство было уничтожено, но остались живыми плоды духовного творчества лексинских обитательниц. «Влияние Выга, — пишет В.И. Малышев, — простиралось на Сибирь, Поволжье, Прибалтику и другие районы страны, оказывало влияние на формирование мировоззрения. Созданные на Выге и Лексе духовные стихи, литературные произведения, изобразительная продукция (настенные картины, лубки, миниатюры и т.д.), промыслы (златошвейный, вышивальный, производство раскрашенных туесков, поясков и т.д.) оставили заметный след в художественном наследии жителей северных окраин. Без учета всего этого невозможно объяснить и правильно понять многие явления быта и литературного творчества северно-русского крестьянства» [12].

Старообрядческий Церковный календарь, 1966 год

Литература:

1. Филиппов И. «История Выговской пустыни».

2. Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. Ч.1. С. 536—537.

3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. VII a. С. 486.

4. «Исторический Вестник», 1880 г. Т. 5. С. 525.

5. Андреев В.В. Раскол и его значение. С. 252.

«Христианское чтение», февраль 1910 г. С. 163.

Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1965. С. 488.

Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964. С. 149.

Майнов В. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб., 1877.

 Ончуков Н.Е. Старина и старообрядцы. СПб., 1905.

Бонч-Бруевич В. Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. СПб. – Пг., 1908–1916. Т. 1. С. 296.

Малышев В.И. Древнерусские рукописи Пушкинского дома. М.-Л., 1965. С. 11-12.           


«Лексинский летописец»


Краткое летосчисление настоящаго века выгорецкаго общежителства

1420-го года. Соловецкая обитель составися. До взятия обитель существовала 277 лет.

7171—1663-го года. Макарий митрополит новгороцкий преставися.

7184—1677-го года. Соловецкаго монастыря взятие, генваря 28.

7195—1687-го года. Инок Пимин на Березовом наволоки и с ним скончашася 1500. Того же года в Пальеострове инок Игнатий и с ним скончашася 1700 марта 4.

1688-го года. Инок Епифаний на Столпозери скончася.

1689-го года. В Пальеострове инок Герман и с ним скончашася 1500.

1684-го года. Даниил Викуличь изыде в пустыню прежде всех.

1691-го года. Захарий Стефанов прииде на Выг в пустыню со своею семьею в келию отца Кирила близ Огорелыши. Того же года Андрей Денисьевичь прииде на Выг в пустыню.

1692-го года. Петр Прокопьевичь прииде в пустыню на старой завод.

1693-го года. В Пудоги инок Іосиф и с ним огнем скончашася 1500 августа 12.

1695-го года. Даниил и Андрей начало положиша с Захарием во общество на Выгу после Покрова. Того же года отец Корнилий на кирпичном заводе преставися марта 21: всего поживе 125 лет.

1697 года. Отец Андреев Дионисий и братия Симеон и Иван приидоша на Выг в пустыню.

17(0)2 года. Император Петр Великий ехал от города Архангельска чрез Повенец.

7280 1)—17(0)5 года. Дионисий отец Андрея и Симеона Д. преставися. В сие время 7 лет зяблыя были. 7214—17(0)6 года. На Лексу преселишася и монастырь устроиша на горы. Того же года приезжал на Выг Феодосий Васильев и раздор учинил о веры.

1710-го года. На Чаженьги завод завели и монастырь устроиша.

1715-го года. Приезжал с Москвы от Феодосиевых Игнатей Трофимов и примирилсе о вере. Того же года Симеон Дионисьевичь по клеветы в Новогороде поиман и в разряде архиерейском седяше до четырех лет.

7226—1718 года. Даниил Викуличь по клеветы же на заводе под караул взят бысть.

7227—1719 года. Петр Прокопьевичь преставися апреля 5 дня; всего жития его 54 лета; во общежителстве поживе 35 лет, великое попечение имея о службе в еклишеаршеской должности.

7230—1722 года. Еромонах Неофит на Петровския заводы приехал, ответов требовал, и подаша ему.

1723 года. Перепись первая Неплюева.

7295—1787 2) года. На Лексы женьский монастырь погоре июля 5 3). На Выгу монастырь погоре июня 13 4).

1729 года. На Лексы пребрашася в новой монастырь под гору.

1730 года. На Выгу построиша мелничную плотину. Сего же года Андрей Дионисьевичь преставися марта 1 в неделю крестную; в пустыню прииде 17 лет; во общежителстве поживе 39 лет; всего жития его 56 лет.

1731 года. На Выгу построили часовню нову женьскую. Во ону часовню жена некая даде образ Богоматерин. Сего же года в Пигматки анбары и пристань построиша. Того же года указ состоялся со всех званий и из выгорецких жителей брать рекрутов.

1732 года. Указ исходатайствоваша из выгоречан не брать рекрут. Сего же года на Лексы у братии поставиша часовню.

1733 года. Егор Гаврилов Кузнецов от Кодозера да Петр Халтурин толвуйской подымаху крамолу на пустыню, но Господь помилова. Того же года из Сибири привезоша два колокола, един на Выг, другий на Лексу.

7242—1734 года. Даниил Викуличь преставися октября 12 дня; во общежителстве поживе 40 лет, по пустыням скитаяся 11 лет; всего жития его 80 лет без 9 недель. На Лексы построиша плотину и мелницу новую.

1735 года. Соломония Дионисьевна преставилась февраля 18 дня.

1738 года. Из Сибири привезоша колокол новой в 30 пуд вместо росколотого.

1739 года. Самарин наехал с комисиею по клеветы Ивана Круглаго марта 17.

1741 года. Семеон Дионисьевичь преставися сентября 25; во общежительстве поживе 44 лета, в пустыню прииде 36 5) лет; всего жития его 59 лет.

1743 года. Старец Филип на Умбы и с ним огнем скончашася.

1744 года. В комисию прибыл игумен Варсонофий и комисию перевели в Толвуйской погост. Сего же года Иван Филиповичь преставися декабря 3; в пустыню прииде 35 лет, в ней поживе 40 лет, а всего жития его 75 лет.

1745 года. Вторая ревизия бысть Карабанова.

1747 года. По клеветы Ивана Баталионскаго спрашивали указом в синод стариков и Терентия старца на Умбы; он же с собранием огнем скончася.

1750 года. На Умбы старик Матфей с прочими огнем скончашася. Сего же года Андрей Федотов присягу принял и в клягузы вступил и сам скончася.

1754 года. Андрей Борисовичь приезжал в мирском характиру при Мануиле Петрове.

1756 года. Андрей Борисовичь с материю приеде на жительство.

1758 года. Комисия приехали с указом синодским обрать у нас старопечатныя книги. Стахий же указ добыл, что быть у нас книгам по прежнему.

1759 года. Мануил Петровичь преставися марта 22; в пустыни поживе 46 лет, всего жития его 68 лет.

1760 года. На Лексы мелница сгорела. На Выгу на коровьем дворе построиша болницу женьскую нову.

1764 года. Третия ревизия бысть.

1766 года. На Лексы в женьску ограду зделаша часы бойчи. Того же года на Выгу болницу мужеску построиша.

1767 года. На Лексы пильну мельницу построили.

1769 года. На Выгу построили часовню нову женскую.

1772 года. Поликарп Яковлев(ичь) преставися октября 22; в пустыни поживе 40 лет, всего жития его 62 лета.

1773 года. У Семена Петрова в том же пороге на Свире судно пружило и погибло.

1774 года. Алексея Тимофеевича Киселева на старейшиньство избраша в помощь отцу Никифору Семеновичю. Сего же года громом ударило на Выгу в брацку часовню июля 17. Еще в нощи бысть великой страх — гром, огонь и дождь до шести часов, июля же к 18-му числу.

1775 года. Никифор Семеновичь преставися марта 9; в пустыни поживе 74 лета, всего жития его 90 лет.

1776 года. На Лексы часовню нову женьскую построиша; обновление было сентября 13.

1780 года. Амос Кирилов 6) преставися. Андрея Борисовича на старейшиньство избраша маия 14. Сего же года на Лексы на женьской улицы больницу нову на каменном фунтаменте построиша по радению Феоктиста Константиновича Долгого; обновление было ноября 27 и впредь по них усердию все торжественно со всенощным бдением повсягодно празднество уставлено совершатися.

1782 года. Четвертая ревизия бысть и город Повенец открыли. Сего же года на Выгу брацку часовню нарубиша и праотцев поставиша.

1787 года. На Выгу обои пределы монастырей згореша, мужеский и женский, июня 13; осталось токмо гумно и коровей двор. Того же года на Лексы женский монастырь погоре июля 5. Столову осенью построили, иконы з горки внесли и служить в новой столовой зачали октября 22.

1788 года. На Выгу мужескую часовню построили; обновление было июля 16. Сего же года на Лексы часовню женскую строили.

1789 года. Обновление женьской часовни на Лексы было генваря 21. Иван Феоктистовичь приехал к обновлению. Сего же года большу келью построили. Того же года на Выгу женьскую часовню построили; обновление было ноября 21.

1791 года. Андрей Борисовичь преставися февраля 19. На Лексы на горки часовню построили новую. Сего же года Семен Титовичь преставися ноября 26. Тимофея Андреевича старшиною выбрали, еще при животе Семена Титовича.

1792 года. Грамотну келью построили; жить перешли ноября 14.

1795 года. Пятая ревизия бысть.

1804 года. Больницу Феоктистовых перестраивали; обновление было сентября 11.

1807 года. Больница Феоктистовых от молнии загорелась июня 25, стрела в 10-ти чюланах была; и чел(овека) убило стрелою.

1809 года. Отец Тимофей Андреевичь преставися февраля 4. Ивана Сидорова определили старшиною на Лексу. Сего же года Архип Дементьевичь преставися ноября 15. Вместо его определили Кирилу Михайловича.

1811 года. Шестая ревизия бысть; мужеский пол описывали.

1816 года. Седмая ревизия бысть. Губернатор Вилим Федоровичь со своей свитой приехали на Лексу июня 22.

1821 года. В месеце июне в первых числех переписывали людей женский пол, чтобы в скаски прописать.

1825 года. Отец Кирила Михаиловичь преставися октября 29. На место его определили Петра Ивановича. Федосью Герасимовну поставили большухой на Лексы в феврале месяце.

1829 года. Февраля 14 его преосвященьство отец Игнатий был на Лексы.

1833 года. Федосья Герасимовна преставилась июня 30, а на место определили Федосью Нифантиевну июля 10.

1834 года. Июня 14 в 7-м часу пополудни случися на Лексе гром и молния и вихр сильный, даже песок по улицам, как дым, несло; и сим сильным ветром сняло животворящий крест с главы молитвеннаго храма. Того же июня 20 окончили поправку.

1836 года. Июня 22 числа архиерей был двои сутки на Выгу; убеждал старшин принять церковь. И в то время было смятение для пачпортов, и много людей было вышедши с манастырей. И в тоже время землемеры меряли ограду внутри и кельи вси переписывали. Сего же года сентября 20 числа новой губернатор господин Дашков первый рас был на Выгу на кирпичном и на Лексы, и молебен стоял. И тогда же обязались на Выгу старшины подпискою за царя именно Бога молить. И бысть в народе молва о сем немалая. Сего же года октября 18 числа усердием благоревностной сиротской попечительницы госпожи Ксении Феоктистовны был поновлен крест и новой иконостас зделан, и поднят на часовню и поставлен противо ворот больших по прежнему.

1837 года. Марта 10 лексинскими грамотницами дана исправнику подписка о молении царьском. Того же года по приказанию губернатора Дашкова на Лексы колокола и звон по всем соборам прекратился, вторник на страстной неделе, апреля 13 числа, и бысть о сем плачь неутешимый. Июля 10 и сам был Дашков на Выгу и на Лексе. Того же года декабря 7 числа переписывали людей мужеский пол и женский, вси приметы описывали как на Выгу, так и на Лексы.

1838 года. Генваря 23 приехал жить на Выг по определению начальства чиновник заседатель Веденеев, и тогда же была перепись жителей записных и пашпортных. Сего же года Федосья Внифантьевна ездила в Петрозаводско к губернатору Дашкову просить о звоне. Апреля 3-го в день праздника Пасхи был гость на Выгу и на Лексы с Питера адютант по высочайшему повелению. Сего же года июля дня по утвержению губернатора Василей Андреевичь определен старшиною над обоими монастырями. Августа 1 происходило следствие о растленной жизни по приказанию губернатора; бысть о сем плачь и печаль большая в людех. Сего же году сентября 23 числа к душевному и величайшему всех прискорбию по приказанию губернатора Дашкова запрещен на Выгу звон по всем соборам, как на мужеской улицы, так и в женской ограды, и колокола отняты и увезены в Повенец, которыя существовали 106 лет. И о сем бысть плачь неутешимый в женской ограды.

1838 года. Февраля 12 на Лексы колокола опустили. Бысть о сем плачь и печаль большая в людех.

1842 года. Марта 23 пристава Веденеева сменили, другого пристава определили.

1848 года. Июля третьего пристава определили.

1849 года. Его превосходительство Николай Эварестовичь г-н Писарев был на Лексы февраля 3. Того же года декабря 17 дня другой рас был губернатор Николай Еварестовичь.

1850 года. 9 ревизия бысть.

1851 года. Декабря 16 его превосходительство князь Долгоруков Юрий был на Лексы.

1848 года. Новоселов на Лексу жить привезли и землю дилили и церковь строили.

1843 года. Маия 27 на Выгу впосле полудни от Божией милости на женьской улицы погоре часовня.

1843 года. Маия 7 в Вознесение Господне на Лексы река разлилась по ограды ездили в лотках; одна часовня стояла на суши, а там все вода была, и 5 сутки стояла.

1852 года. Февраля 18 на Лексы на мужеской улицы колокольню росрыли. Того же года декабря 15 дня часовню роспечатали и иконы описали, 17 декабря в Петрозаводск свезли. Того же года июня 27 на Лексы был архиерей.

1853 года. Декабря — его превосходительство господин губернатор был на Лексы и архиерей.

1854 года. Марта 19 увезена Авдотья Васил(ьевна) Варап. начальником. Того же марта 30 дня увезены тем же начальником Матрона и Анна Василь(евны) Семеновы и Парасковья Харит(оновна). Того же году июля 7 числа в Данилове две больницы запечатали мужеску и женьску. Того же июля 11 дня на Лексы малую больницу запечатали.

1855 года. Февраля 18 великий наш государь Н. П. император почи о Господе.

1855 года. Апреля 5 реки прошли и озера. Того же году маия 8 на Выгу на горки часовню розрыли, где предков наших наст(оятелей) тела опочивали. Того же маия 22 на мужеской улицы переходы розрыли чинов(ник) Смирнов, и 5 девиц выслали. Июня 5 на Лексы на женской улицы переходы сронили и на горки часовна розрыли Того же года июня 17 М(атрону) Ф(илипову) начало положили больш(ухою). Июля 18 Петрозавоц(ких) девиц выслали по домам. Декабря 20 на Лексы ограду розрыли.

1856 года. Маия 13 в Данилове столову занечатали на женской улицы. Маия 14 на Лексы на мужской улицы столову запечатали.

1856 года. Октября 28 со столовой Богородицу унесли в церьковь, иконы с мужеской улицы увезли в город Петров 7). Октября 29 в Данилове со столовой иконы увезли.

1857 года. Генваря 5 на Лексы был архиерей. Того же года маия 8 дня в Данилове на мужеской улицы часовню на церковь освятили. Того же году 23 дня в Данилове в часовне освящение было на церковь и архиерей был.

1857 года. Июля 4 на Лексы на женьской улицы часовню запечатали. Того же июля 14 молебен служили священники и описывали.

1858 года. Февраля 26 на Лексы гость был.

1860 года. Генваря 22 на Лексы в больницы крылос запечатали.

1861 года. Февраля 9 его высокопревосходительство господин губернатор Александр Александрович Философов был на Лексы и с ним енерал.

1862 года. Генваря 11 числа его превосходительство господин губернатор второй рас был на Лексы Александр Александровичь Философов и с ним 5 чинов(ников).

1863 года. Июля 19 его превосходительство господин губернатор Юлий Константиновячь Арсеньев был в Данилове.

1863 года. Октября 16 сборныя большия иконы обрали к попу в дом.

1864 года. Июля 26 архиерей Аркадий приежжал двоими, выехал 29 числа.

1866 года. Июня 17 его превосходительство госп(один) губ(ернатор) Юлий Константиновичь были на Лексы и с ним 6 чиновник(ов).

1871 года. Сентября 8 числа господин губернатор был только полтора часа и был Григорьев Фом(ин).

1871 года. Большуха Матрона Филипова преставися февраля 11, а поставили большухой Федосью Анисимовну февраля 9 числа.

Примечания

1) Вм. 7213.

2) Дата писана по стертому: в списке Невоструева 7235-1727. Прим. Вс. И. Срезн.

3) Писано по стертому: в сп. Невоструева маия 15. Прим. Вс. И. Срезн.

4) Писано по стертому: в сп. Невоструева 27. Прим. Вс. И. Срезн.

5) Вместо 15? Прим. Вс. И. Срезн.

6) В другом списке Корнилов. Прим. Вс. И. Срезн.

7) Петроваводск? Прим. Вс. И. Срезн.

 Источник: сайт «Староверие в документах» http://starover.boom.ru/


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.