1



Поездка в Киргизию


На Покров сего года удалось побывать в общине г. Бишкек (Киргизия). Идея посетить общину, провести службу и возможно подучить церковной грамоте желающих принадлежала зам. пред. РС А.А. Безгодову. На его призыв откликнулись д.н. А.В. Шамарин и головщик Новгородской общины И.А. Мельников. Общей границы у России и Киргизии нет, и поэтому прямой транспорт до Бишкека – только самолёт. Из-за разницы во времени в 3 часа прибыли уже вечером.

Бишкек почти миллионный город, однако большую часть занимает частный сектор. Многие дома имеют весьма странный, недостроенный вид. А именно, фронтоны у домов с одной стороны не зашитые. Объясняют тем, что ветер с той стороны никогда не дует. Основной транспорт по городу – маршрутки. И несмотря на их огромное количество, ездить в них приходится в основном стоя. В советское время русские составляли 90% от общего населения города. В настоящее же время ситуация изменилась  диаметрально противоположно. Тем не менее, по-русски говорят свободно практически все. В аэропорту нас встретили местная християнка Агния с мужем и отвезли в моленный дом, где нас ждал ужин и ночлег. Помимо моленной во дворе общины также располагается дом наставника, который в настоящее время сдается в аренду.

На следующий по приезде день собралось небольшое собрание, на котором  мы познакомились с местными староверами, подавляющее большинство которых уже пенсионеры. В ходе беседы мы ознакомились с краткой историей общины, выясняли, что служба ведётся строго по уставу, а поют в основном “на глас”. Службой руководит Пелагия Антоновна Верба. Последний наставник Дионисий Иванович Четвергов преставился в 2000-м году. После него старшей служительницей стала головщица Валентина Кузнецова, у которой уже училась Пелагия Антоновна. Певчих практически нет, зачастую службы ведутся при 2-3 молящихся. Недавно в моленной, которая несколько раз страдала от пожара, был проведен ремонт. Настроение у большинства местных весьма пессимистичное. Ведь притока в общину практически нет. Старые люди уходят, а молодежь прельщена миром, многие уезжает в Россию. Со своей стороны мы предложили провести занятия по чтению и уставу для желающих, для этого в нашем распоряжении была почти целая неделя. Но, к сожалению, на наше предложение толком никто не откликнулся. В результате свободное время мы потратили на однодневные выезды: на озеро Иссык-Куль, на экскурсию в горы по заповеднику и по окрестностям Бишкека. Помимо впечатливших нас красот местной природы, неизгладимое впечатление оставили колоритные восточные базары…

Основная цель поездки – служба Покрову Пресвятой Богородицы. Накануне вечерня назначена рано, по местному обычаю на 13 часов. Однако начали не с молитвы, а с вопросов, которых накопилось у местных староверов немало. Один из них ставит нас в тупик: “а правда, что в Москве поморцы объединились с никонианами?” Оказывается, работа провокаторов дошла и до этого отдаленного края. Впрочем, представитель РС А.А. Безгодов убедительно разъяснил собравшимся, кто и зачем сеет раздор в поморском обществе, распуская подобные слухи. Разобравшись с вопросами, приступили к молитве.

Служба по чину всенощной прошла гладко, вели гости, а читали местные певчие. Здесь, как и во многих южных общинах, тропари и кондаки на часах принято петь на глас. Служба длилась около 5 часов, с забытыми уже тут поучениями по кафизмах и по 6-ой песни канона. Прихожане расходились по домам уже в сумерках.

На следующий день с 8 утра часы и молебен празднику, общее фото и обед. К сожалению, с утра людей пришло меньше, поэтому на фото попали не все прихожане. После трапезы – небольшой перерыв и снова служба, уже на воскресенье. Затем прощание со служителями и прихожанами и сборы в обратный путь. Низкий поклон киргизским християнам  за гостеприимство и помощи Божией в нелегком служении на многая лета.

о. Арсений Шамарин


Сайт "Староверы в Рыбацком" 30.11.2017

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.