1



Карельские впечатления


Карелия - леса, озёра, реки... Петровские заводы, Медвежьегорск (столица Беломоро-Балтийского канала), Марциальные Воды, Кижи, Валаам...

Здесь подвизались русские подвижники и святые. Эти места укрывали бесчисленное множество остальцев древлего благочестия, и в конце 17 века здесь было основано Выго-Лексинское общежительство - Северный Иеросалим (на территории нынешнего Медвежьегорского района), который стал оплотом всех придерживающихся Старой Веры в Российской империи живущих.

С 3 по 8 октября группа причетников Невской общины совершила паломническую поездку на Выг, в деревню Данилово.

На протяжении почти 150 лет киновия на Выгу реце являлась культурным продолжением дониконовской Руси. Всё начиналось с нуля. Среди лесов и пустынных мест постепенно появлялись часовни, хозяйственные постройки, спустя ещё некоторое время, при стечении ревнителей благочестия, мужская и женская обители, отстоящие друг от друга на 20 вёрст. Затем и в окрестных селениях селились семейные люди, воздвигались часовни, строились скиты.

Можно было просто молиться по лестовке или псалтырью, считать себя последними христианами-староверами, «посыпать главу пеплом» и отрекаться от мира... Но нет! Не только не были утеряны иконопись, Богослужение, знаменное пение и другие элементы церковной культуры, но и получил совершенство бессвященнический чин Богослужения, который, впрочем, практически применялся и до раскола на Русском севере, а традиции Поморской иконописи, заставок к певческим книгам, орнаментов дошли до наших дней. Отцами был разработан «Поморский устав» обители иже на Выгу-реце.

Это прекрасный урок для всех нас, потомков и ревнителей истинной «Старой» Веры. Не стоит закапывать голову в песок, как страус, и на каждом углу проповедовать скорую кончину сего мира, - это не в духе наших предков, поморских отцов. Не зря говорили: «Землю паши, но и   рубашку на смерть шей».

Время и люди – вот причины потери Поморской Фиваиды. На данный момент, с помощью Христолюбцев, построены часовня на «горке», поклонный крест, жилые помещения с молельной комнатой, подсобные и прочие хозяйственные постройки.

Пребывая на этой святой для нас земле, невольно представляешь часовни, «мёртвую» горку, монастырскую ограду... и конечно же самих подвизающихся, которым не было безразлично, как молиться. Почитая память отцов и братии наших, духовно соединяемся с ними в молитвах и молениях наших, стараемся подражать и ревновать их житию, трудам и подвигам, насколько от нас это возможно, каждый по мере своих сил. И Господь да умножит число желающих подвизаться для спасения души, а возможно и принять «мнишеский чин» - Ангельский образ.

Ныне Данилово – обыкновенная деревушка, каких в России не счесть. Связь по таксофону, хлеб в автолавке три раза в неделю, магазинчик в соседнем селе Огорелыши. Имеется даже освещение главной улицы-«бродвея», приветливые люди, однако староверов здесь уже нет. После разрушения обители тут специально были расмещены переселенцы-никониане.

А во время оно на небольшом суземке жило около двух тысяч християн и с десяток иночествующих. Жизнь по уставу, по чину уменьшает количество пороков, но с искушениями встречаешься и наедине в келии, и там для борьбы с ними положено келейное правило.

В Данилово, помимо вседневных молитв, мы отмолились вселенскую панихиду, прочитали Синодик, и молебен преподобному Александру Свирскому, нашему северному Святому. Помолились Богородице и отправились «во своя си».

А.Н. Лавренов

 

 

 

       


Сайт "Староверы в Рыбацком" 16.09.2015

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.