Культурно-паломническая поездка
клирошан и прихожан НСПО в Великий Новгород

Гости из Невской общины и прихожане Новгородской общины

16-17 мая 2015 года состоялась культурно-паломническая поездка членов Невской Старообрядческой Поморской Общины в Великий Новгород. Идею посетить этот древний и славный русский город подали ученики воскресной школы Рыбацкого прихода, и после обсуждения подходящих всем дат мы начали готовиться к поездке.

В результате группа составила 11 человек – как служителей, так и прихожан храма Знамения Пресвятой Богородицы в Рыбацком. Новгородская Старообрядческая Поморская Община любезно согласилась принять нас в гости, после чего даже малейших сомнений не осталось – нужно ехать!

Путь вперед получился в каком-то роде экспериментальным: в субботу утром две машины отправились от здания обители в Рыбацком, еще четыре человека (включая и автора этих строк) поехали на поезде. Несмотря на довольно ранний час (а выехали мы в 7 утра), нам было не сомкнуть глаз – отдыхать никому не хотелось! После знакомства (оказалось, что не все были знакомы) мы стали обсуждать предстоящие мероприятия в Новгороде (ведь кто-то ехал туда впервые!), строить планы на будущее, делиться воспоминаниями о паломнических поездках в другие места – в общем, по мере приближения к Господину Великому Новгороду радостно-торжественное настроение все больше овладевало нами! И вот наш скоростной поезд чинно подплыл к перрону, где нас уже ждали друзья, поехавшие на автомобилях, а также председатель Новгородской общины Алексей Безгодов. И сразу же объятья, знакомства, радость от встречи и от того, что мы, наконец-то, ступили на Новгородскую землю, да еще таким составом!

После братского приветственного чаепития в маленькой, но уютной трапезной храма Рожества Богородицы, переданного Новгородской общине в конце 1980-х гг., мы отправились на первую экскурсию – в наши планы входил осмотр Георгиевского собора (XII в.) Юрьева монастыря и Музей деревянного зодчества «Витославлицы». Казалось, у нас впереди целый день, но время неумолимо бежало, подгоняя и нас – чтобы успеть осмотреть хотя бы малую часть того, чем гордится древний Новгород, нам приходилось чем-то жертвовать, что-то осматривать совсем «на бегу», но это и хорошо – значит, нужно будет сюда вернуться!

А тем временем в обители нас ждал обед! Что может быть душевней и теплее братской христианской трапезы?! Особое настроение создавало и то, что каждый раз до и после трапезы мы молились соборно в храме, поскольку помещение трапезной просто не вмещало всех, кто становился на молитву… Спаси Господи всех милующих и питающих нас!

После непродолжительного перерыва настала пора готовиться к вечерней службе – ее вел Председатель Молодежного братства РГСО Алексей Деликатный: чинно, степенно наполнялся древний храм торжественными распевами: «Христос Воскресе из мертвых…» И радость о Воскресении Господа Нашего Исуса Христа вновь наполнила наши души, и сплотились христиане Новгорода и Петербурга в единой молитве!

После службы и насыщенного событиями дня часть группы отправилась в гостиницу, чтобы отдохнуть и набраться сил. Но многим расходиться не хотелось – и общение продолжилось за древним валом, который некогда служил оборонительным рубежом славному городу. Греясь у костра, мы делились впечатлениями за день, обсуждали план на следующий день и, конечно же, мечтали о новых совместных поездках!

А уже на следующее утро нас вновь ждала служба, которую провел и.о. духовного наставника Илья Мельников. В воскресный день прихожан пришло еще больше, а значит, сильнее была наша совместная молитва! После службы и чтения поучений, к прихожанам и гостям с приветственной речью обратились Председатели двух общин – А.А. Безгодов и А.К. Анащенко, договорившись о том, что подобные совместные мероприятия должны стать хорошей традицией и основой христианского общения не только между служителями, но и между прихожанами наших городов.

И снова нас ждали удивительные, поражающие своим великолепием и торжественностью древние храмы Великого Новгорода – церковь Рожества Христова на Красном Поле, церковь Спаса Преображения на Ковалеве, церковь Спаса на Нередице! Весь день провел с нами Илья Мельников, который, к слову, совсем недавно защитил кандидатскую диссертацию о старообрядчестве в Новгородчине. Лучшего экскурсовода по Новгороду трудно представить! Илья увлекательно, в деталях рассказывал нам о тех храмах, которые нам удалось посетить. Уверен, что каждый из нас, даже если бывал уже здесь, обязательно узнал что-то новое о великой культуре и истории этого вольного города. Спаси Господи раба Твоего Илию!

После обеда мы тем же составом гуляли по центру города. Обошли храмы Торговой стороны, осмотрели Детинец и его главную святыню – Софию Новгородскую. И вновь увлекательные рассказы Ильи, наши вопросы, размышления, неподдельные эмоции после живого общения друг с другом и прикосновения к древней, дораскольной Руси…

И снова время торопит нас – после прощального чаепития никому не хочется расставаться – тут и самые маленькие прихожане Кира, Павлуша, Гурий и Ульяна Безгодовы, которые провожают нашу группу; прощальные и благодарственные слова перемежаются с рассказами – и это всем понятно: пожалуй, в повествовании о Новгороде просто невозможно поставить точку… А значит, будут новые встречи, общение с новыми и старыми друзьями, будут совместные молитвы! Слава Богу за все!

И, конечно, самые теплые и искренние слова благодарности и низкий поклон всем христианам, трудами которых состоялся этот праздник!

Дионисий Ермолин (Санкт-Петербург)

Сайт "Староверы в Рыбацком" 01.09.2015

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.