1



Выставка «Азбука духовная. Старообрядческий рисованный лубок»


С 16 апреля по 26 июня в Государственном музее истории религии проходит выставка «Азбука духовная. Старообрядческий рисованный лубок». На выставке, представлено принадлежащее Музею истории религии уникальное собрание старообрядческого рисованного лубка XVIII–XIX вв.

В составе экспозиции также входят старообрядческие рукописные книги, иконы поморского письма, предметы декоративно-прикладного искусства: медное литье, резьба по дереву, шитье – более 100 экспонатов представляющих религиозные традиции и культуру старообрядчества.

Основу музейного собрания старообрядческих лубков составляют памятники, поступившие в музей в 1939 г. из коллекции В.Г. Дружинина - известного исследователя старообрядчества. Дружинин, по существу, стал первым, кто сумел увидеть в изделиях отдаленных северных скитов произведения искусства, составляющие неотъемлемую часть отечественной материальной культуры.

Большинство представленных на выставке произведений - работы мастеров одного из крупнейших центров старообрядцев-беспоповцев Выговской поморской пустыни. Возникший на рубеже XVII-XVIII вв., монастырь стал идейным и культурным центром старообрядцев поморского согласия – «поморским Иерусалимом». Здесь в первой четверти XVIII в. зародилось искусство рисованного лубка.

Возникновение этого своеобразного вида народного творчества было связано с настоятельной потребностью идеологов старообрядчества в популяризации идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «древлему благочестию». Потребность в наглядной апологии способствовали поискам соответствующей формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы, которые отвечали этим требованиям – лубочные картинки, соединявшие на одном листе текст и изображение, слово и образ.

Поскольку техника печатного лубка была для старообрядцев недоступна вплоть до начала XX в., то в их среде стало развиваться искусство рисованных картинок. Их обычно вешали на стенах домов или молелен.

Рисованный лубок не знал ни тиража, ни печати – он целиком исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Художники работали жидкой темперой по предварительно нанесенному легкому карандашному рисунку. Тематика рисованных картинок, представленных на выставке, весьма разнообразна. Среди них есть портреты настоятелей Выговской обители, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопения, настенные календари-святцы. Искусство рисованного лубка в историко-культурологическом аспекте стоит в одном ряду с такими видами народного творчества, как гравированный лубок, книжная миниатюра, роспись по дереву.

В состав выставки вошли шедевры музейного собрания – лубки, созданные на Выге в 1800-х – 1830-х гг., когда искусство рисованных картинок достигло наивысшего расцвета – и другие уникальные памятники старообрядческой культуры.

В их числе – живописное полотно неизвестного художника «Спор о вере». Картина создана на основе аналогичного лубочного рисунка, изображающего отличия в обрядах между старообрядцами и «никонианами».

По материалам сайта Государственного музея истории религии

 


Сайт "Староверы в Рыбацком" 01.01.2016

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.