8 (21) апреля исполняется 850 лет со дня преставления святителя Нифонта, архиепископа Новгородского (1156).
Первоначально св. Нифонт подвизался в Киево-Печерском монастыре, преуспевая в посте, молитве и других добродетелях, а в 1130 г. был рукоположен во епископа Новгородского. Св. Нифонт силой своего слова примирял враждующих князей и ревностно заботился о добродетельной жизни всех своих пасомых. Святитель Христов был знатоком, строгим поборником и самоотверженным блюстителем церковных правил и, не побоявшись гнева новгородского князя Святослава Ольговича, отказался благословить его на противозаконный брак. Твердость и верность церковным канонам святитель проявил и в 1147 г., когда по кончине митрополита Киевского Михаила на митрополичью кафедру был возведен Климент Смолятич, избранный без необходимого в то время благословения патриарха Константинопольского, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. Св. Нифонт не убоялся княжеского гнева и выступил против нового митрополита. В 1149 г. он был вызван великим князем и митрополитом Климентом в Киев и за то, что не хотел поминать последнего в молитвах, заключен в Киево-Печерском монастыре. Но заключение его было недолгим, поскольку в том же году великий князь Изяслав был низвержен с Киевского престола князем Юрием Долгоруким, и святитель Нифонт был отпущен к своей пастве. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: Константинопольский патриарх Никола IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. Вероятно, в это время епископ Нифонт и получает от Константинопольского патриарха титул архиепископа, что ставило его в независимое положение от Киевского митрополита. Св. Нифонт Новгородский большое внимание уделял церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре после его возведения на епископскую кафедру был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятыя Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами, и крыша храма покрыта оловом. В 1156 г. в Пскове св. Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек — Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня. Св. Нифонт написал нескольких житий киево-печерских угодников, продолжил после Сильвестра Несторову летопись (с 1116 по 1156). Был также автором знаменитых «Ответов» на «Вопрошания» диакона Кирика, сочинения догматико-канонического характера. После многих трудов и подвигов он скончался в мире и погребен в Киево-Печерском монастыре. Перед смертью ему было чудесное видение прп. Феодосия Печерского, предсказавшего о близком переселении св. Нифонта ко Христу. Святитель Нифонт Новгородский был канонизирован при митрополите Макарии на соборе 1549 г. Житие его написано известным псковским клириком Василием (в иночестве Варлаамом) на основе Сказания о Нифонте из Киево-Печерского патерика. Василием была также написана служба святителю Нифонту. Ниже мы приводим отрывки из «Ответов» св. Нифонта на «Вопрошания» диакона Кирика, сохраняя особенности орфографии оригинала. |
|||
Се есть въпрашание Кюриково, еже въпраша епископа ноугородьского Нифонта и инехъ (по Кормчей XIII в.) 2. Достоитъ ли, рече, глиньну съсоудоу молитвоу даяти осквьрньшюся, ци ли толико древяноу, а инех избивати? – Якоже древяноу, такоже глиньноу, тако меди, и стьклоу, и среброу, и всемоу твориться молитва. 10. Оже боудетъ кыи человекъ и крещенъ в латиньскую вероу, и въсхощетъ пристоупити к намъ? – Атъходитъ въ церковь по 7 днии, а ты первее нарекъ ему имя, таже 4 молитвы стваряи ему на день, иже-то по 10-жды, молвяться, а мяса не даи, ни молока, и отъ оглашеныхъ. И тако осмыи день измыеться и придетъ къ тобе, и створи ему молитвы по обычаю, и облечеши и (его) въ порты чисты, или самъ ся, и надежеши ризы крестныя и венецъ, и тако помажеши и (его) святымъ мюромъ, и даи ему свещю. А на литурьгии даси ему причастье, и тако держиши, яко и новокрещенаго, аще мощьно, и до осмаго дни. А первое, реклъ бяше, томь дни не раздрешать, а поразоумеюче, как боудетъ человекъ. Самъ напсахъ и оконо тако молвяше: Цесаригороде, рече, толко в лентьи станетъ, коли мажют и (его) мюром, а маслом, рече, не мазати. 12. А иже се рехъ: идоутъ въ стороноу в Ероусалимъ къ святымъ, а дроугымъ азъ бороню, не велю ити: сде велю добромоу емоу быти. Ныне дроугое уставихъ: есть ли ми, владыко, въ томъ грехъ? – Велми, рече, добро твориши: да того деля идетъ, абы порозну (праздну) ходяче ясти и пити; а то ино зло борони, рече. 40. И се ми поведалъ чернець пискоупль Лоука-Овдоким. Молитвы оглашеныя творити: Болгарину, Половчиноу, Чюдиноу преди крещения 40 днии поста, исъ церкви исходити отъ оглашеныхъ; Словениноу – за 7 днии; молоудоу детяти – все дроуг; а оже бы предъ за колко днии, а то лоуче вельми. А то крестяще, потрижды тыже молитвы соуть 4 [и]же глаголються по 10, теми огласити. 41. Попови достоит, хотяче погроужати въ воде, роуце собе завити, а[тъ] не омочиться опястье, такоже и пелена. А на воде 3 кресты творити порядоу; мюромъ помазати чело, и ноздри, и оуши, [и] сердце, и единоу рукоу правоую. 42. Мати рожши 40 днии да не входить въ церковь. 51. Прашахъ: достоитъ ли надъ младомь детятемь пети? – А во-тъ часъ, во-нже крестившеся; не греховъ бо деля поем надъ мертвыми, но яко надъ святыми: дължни бо есмы, рече, всякаго хрестьянина, яко свята мнети, а Богъ соудитъ всемъ. Такоже и о сорокооустьи слоужити повеле. 52. Такоже и надъ великымъ человекомъ непокаявшимся иномоу попоу веляше пети, а без риз. Азъ слышахъ, идохъ къ немоу, и рече ми: тобе поведаю, Кюриче: того ради възбраниваю инемъ, атъ и дроугыи бояся тогоже, аже безъ ризъ [поютъ], покаються. 54.Оже кости мертвыхъ валяються кде, то велика человекоу тому мьзда, оже погребоуть ихъ. [Ильино въпрашание] 28. Аже не ведает, крещен ли есть, не крещен ли есть, достоит ли, рече, крестити и (его)? – Аже не боудетъ послоуха (свидетеля) крещению, достоить, рече.
|