1



К вопросу о соборе христиан

 


Эта статья была написана в 1912 г. в преддверии Второго Всероссийского Собора христиан-поморцев и опубликована в поморском журнале «Щит веры» (№ 8 за август 1912 г.). Однако по странной исторической закономерности обстоятельства нашего времени во многом возвращают нас в начало прошлого века. Вопросы, затрагиваемые в статье, и сейчас, почти через столетие после ее написания, продолжают оставаться актуальными и волновать нынешних християн (например, вопрос о статусе духовных наставников, об общинах, взаимоотношения с иноверными, проблемы духовного образования, книгоиздательства). Сегодня, накануне Всероссийского Собора Древлеправославной Поморской Церкви, нелишним будет вслушаться в мудрые слова наших предков и задуматься о роли соборного начала в церковной жизни.

По недоуменному вопросу одного христианина, сомневающегося относительно разрешений гражданского правительства в жизни христианского общества, я намерен сказать во всеуслышание дорогих братий все то, что Всемилостивый Господь положит мне недостойному и убогому на сердце.

Мой дорогой по вере брат и вопроситель коснулся и перечня вопросов, предлагаемых на обсуждение и решение Второго Всероссийского Собора христиан, а потому я нахожу своевременным, и в высшей степени необходимо-нужным сказать то, что так живо интересует в настоящее время христианство.

Если в духовной жизни каждого христианина, необходимым и важным вопросом является вопрос религиозно-нравственной жизни, – жизни идеальной, ведущей по тому узкому, данному нам Спасителем Христом, пути, возводящему на небо, – то тем более, этот вопрос, при обстоянии современных соблазнов, должен выдвигаться на среду соборных христианских суждений, где маститые подвижники христианства явят собою пример доблестного стояния в спасительной вере, и шествия на горнюю высоту добродетелей, а немощнии научатся подражанию сим совершенствам добродетелей. По одному этому значение соборов в жизни Церкви имеет в высшей степени знаменательное духовно-нравоучительное направление в жизни христиан. Нужно заметить, с каким воодушевлением говорили и говорят христиане о своих собраниях, – с какою духовною радостию стремятся они туда, всеусердно желая видеть дорогих братий, слышать их мудрые изречения и напитаться пищею Слова Божия, которое, научая проникаться искреннею христианскою любовию, связует их в смиренном послушании идти вслед Пастыря овцам, Великого Исуса Христа. Смирение и изучение Святого Писания, присущее христианству, более необходимо в наш – изобилующий соблазнами внешних лжепастырей и модных увлечений – век. Христианам, ищущим спасения, присущи восхождение на горы Святого Писания и спасительное богомыслие. Если во времена Вселенских Соборов вопросы христиан решались при посредстве пустынников, то и теперь присутствие на Соборе христиан подвижников более желательно, дабы при их благом разсуждении решались более или менее важные вопросы христианской жизни. Одно присутствие на Соборе христианских старцев, образ их смирения, может дать понять некоторым и научит идти по стопам предков, а не увлекаться иноверными льщениями слуха. Учители не только словами, но и делами – таковы наши наставники, избранные согласно писания нашими христианами. «Учитель аще и мирский человек будет искусен же слову учения и нравом чист, таковый да учит», – по 15-му правилу святаго Апостола Павла.

Святые Апостолы на основании Благовестия, при отсутствии пастырей допустили и простым людям проповедывать Слово Божие. Посему наши предки страдальцы и соловецкие иноки, устроившие Выговскую киновию, при отсутствии священных лиц, руководились избранными на совершение духовных дел старцами-наставниками, о чем извествуется в «Истории Выговской пустыни» и в «Поморских ответах» (ответы 102 и 105).

Если в древней Церкви были стадоводители и непосвященные мужи, каковы: Антоний Великий, Пахомий Великий, и прочие старцы, и назывались пастырями и учителями, – то и наши старцы мирские людие, но чистые нравом и украшенные добродетелями, праведно почитаются наставниками и стадоводителями к вечному блаженству.

При совершении дозволенного простолюдинам наши отцы духовные должны более всего наставлять христиан идти спасительным путем Евангельского учения, и поучать не только словом, но и примерами своего жития, дабы быть исполнителями пророка Иеремии слов: «Изводяи честное от недостойнаго, яко уста мои будут» (Иер. 15, 19).

Такое благочестивое наставление наших избранных отцов, можно думать, устранит все те соблазны, какие, подобно тернию, окружают некоторых из поползнувшихся братий. Терзаясь о последних, некоторые христиане возбуждают вопрос: «Всякое ли нарушение правил есть ересь?» Следует сказать, что нарушение правил положенных в ограждение случайного греха, или по необходимости сообщения с еретиками, – можно применить к греховному деянию, но постоянное увлечение подобными падениями должно считаться уже причастием ереси, согласно Святого Писания.

Поэтому всякими духовного врачевания мерами следует заботиться об ограждении дорогих по вере братий от тех посягательств иноверных, какими последние воюют на святую Христову Церковь в виде лестного «антониевского послания», в связи с обещанием снятия клятв собора 1666 года. На эти обещания нужно решительно сказать: пусть не сеют обмана еретики в среде наших братий, слушающих не пение сирен, но внимающих Святому Писанию, гласящему: «Якоже птицы отлетают и врабиеве, тако клятва суетная не найдет ни на когоже» (Притч. 26, 2).

Святейший патриарх Фотий Цареградский в 113-м послании написал: «Прокляша нас в давных летех весь собор еретиков, и все сонмище иконоборцев… Да кленут убо и ныне им подобнии, ничто же вменяющии заповеди Господни, и всякому преступлению дверь широкую и пространную отверзши: да и тии от земли в царство небесное нас, аще и нерадивы есмы, вознесут». Он же в 115-м послании говорит: «Анафема, реченное проповедниками истины, есть страшное, бегания достойно, и из всех казней крайнее: а еже от врагов истины произнесенное, есть баснь и играние, и невинным вместо казней уготовляет неувядаемую и безсмертную славу».

Такими же словами следует сказать и о соборных клятвах числа 1666, как не имеющих никакого значения по отношению христиан.

Теперь по отношению разбора временных правил о старообрядческих общинах намерен сказать немного, ибо обстоятельный доклад будет представлен собору. В временных правилах об общинах есть отчасти несогласованность с верованиями и обычаями христиан, но можно надеяться, что несогласование устранится, и христианство останется непоколебимым, ибо соборное разсуждение христиан, и любовь к братии свяжет союзом искренней любви все христианство, научая оное идти по пути предков.

Необходимо почтить память предков–старообрядцев учреждением какого-либо Богоугодного дела, как то богадельни и т.п., притом следует почтить и память преставльшихся в вечную жизнь защитников Святой Церкви.

Желательно открытие при христианских обществах школ вероучения и грамоты, но еще более желательно и необходимо учреждение постоянного училища для подготовки учителей и проповедников святой веры, и снабжения их книгами. Проповедь Слова Божия и защита христиан от нападения современных еретиков более чем необходима, а потому пригласить на это благое дело желающих посвятить себя на служение Святой Церкви.

Озаботиться нужно всем христианам как об учреждении поморского книгоиздательства, так и об устройстве свещного завода. Можно надеяться, что все христиане, ощутив необходимость в духовной потребности, все изъявят согласие и приложат труды к прославлению староверия, а также и внесут необходимую лепту на учреждение Богоугодных дел.

В виду этого, обращаясь к сомнящемуся вопросителю, советую успокоить себя с молитвою на устах, и просить Бога, чтобы Он Всемилосердный благоизволил тихо и безмятежно дожить до христианского Собора, и при общих трудах в христианской любви и смирении решить на благо и процветание христианства все предложенные вопросы.

Осмеливаюсь просить дорогую по вере братию откликнуться с вседушною готовностью на призыв братий, жаждущих удовлетворения духовных потребностей, дабы быть исполнителями Спасителя Христа заповеди: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и бóльшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. Зач. 92). Как начало благовестия есть любы, так и «Конец завещания есть, любы от чиста сердца, и совести благия, и веры нелицемерныя», по учению святаго Апостола Павла (в зачале 278), который завещает: «Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог» (в зачале 334).

Посему, дорогие христиане, потщимся понести тяготы друг друга, чтобы исполнить закон Христов, – потрудимся приложить здесь к благу братий труды свои, дабы в будущем веке наследовать покой; дадим плоды трудов своих на дела благотворения и на нужды предназначенных Советом Соборов учреждений, к возвеличению славы воинствующей Церкви Христовой, ибо помня, что «оружия воинства нашего неплотская, но сильна Богом на разорение твердем», по слову святаго Апостола (в зачале 186). Не пощадим сокровищ своих на земле, и принесем их в жертву христианства, стремящегося к вечному спасению. Аминь.

 

Светов

Поморский журнал

«Щит веры».

№ 8. Август. 1912


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.