1



455 лет со дня окончания Стоглавого собора

 


В начале мая 1551 г. в Москве закончился знаменитый Стоглавый собор. Вопросы, разработанные на нем, стали своеобразным сводом узаконений для всей церковной жизни Святой Руси в течение последующих ста лет, а для християн-староверов решения этого собора и сегодня имеют высокий авторитет. К 455-летию окончания Стоглавого собора мы печатаем статью выдающегося деятеля Староверия XX в. Ивана Никифоровича Заволоко «Стоглавый собор 1551 года (к 420-летию)». Эта статья была опубликована в Старообрядческом Церковном календаре за 1971 г.

 

«И когда Карамзин говорит, что сей достопамятный Cобор (Стоглав), по важности его предмета, знаменитее всех иных, бывших в Киеве, Владимире и Москве, то говорит совершенную правду».

Проф. Е. Голубинский. «История русской церкви». Т.2. М., 1990. С. 77.

 

 

Успенский собор

С 1328 года, когда Иван Калита перенес столицу из Владимира в Москву, началось «собирание земли русской». К середине XVI века этот про­цесс почти закончился. На смену феодальной раздробленности сформиро­валось централизованное национальное Московское государство. Были созданы центральные органы управления («разрядные приказы»), реорганизованы дворянские отряды в стрелецкое войско, введено единое законодательство («Судебник», 1550 г.). Явилась необходимость и в уста­новлении единообразия и единства в области религиозно-церковной. На соборах 1547 и 1549 гг. были канонизированы местные русские святые, уста­новлены общерусские праздники в честь их. Создавались Четь-Минеи — обширнейшее «собрание из всех книг, чтомых на Руси».

В 1551 году «доблий миротворец, царь Иоанн, осияваемь благодатиею божественнаго Духа, с теплым желанием подвижеся не токмо о устроении земском, но и о многоразличных церковных исправлениях, и возвещает отцу своему преосвященному Макарию, митрополиту всеа Руссии, собор Божиих слуг совокупити повеле вскоре» [1, л. 3 об.].

23 февраля 1551 года в Московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен по случаю открытия собора, известного в истории под именем «Стоглавого» (по числу глав сборника соборных постановлений). На соборе, кроме знаменитого в истории древлеправославной Церкви мит­рополита Макария (председатель собора), принимали участие и другие вы­дающиеся пастыри. «Той священный собор, — читаем мы в «Поморских
ответах» (1723 г.), — бе со игумены и пустынными святыми старцы, якоже описание его являет. В то время игуменами бяху великославнии чудотворцы: святыи Филипп и Гурии и Варсонофии Казанская и прочии святии; [2, ответ 43, л. 164 об.]. Заседания собора открылись речью Иоанна
IV. «Молю вас, святейшии отцы мои, — заявил царь, — не обленитеся изрещи слово ко благочестию единомысленно о православной нашей христианстей вере, о благосостоянии святых Божиих церквей и о устроении всего православного христианства» [1, л. 4 об.].

Основная задача собора, по указанию Иоанна IV, должна состоять в «утверждении веры и исправлении церковного благочиния», в связи с государственным «благозаконием» и «земским устроением». Собор должен был руководствоваться правилами, установленными отцами церкви, обличать нарушителей божественных правил, не считаясь с положением и зва­нием нарушителей закона. «Аще и аз буду преслушник божественных правил, —заявил царь, — воспретите ми без всякого страха» [1, лл. 12 и 13 об.].

 

 

Царь Иоанн Грозный

Иоанн IV представил 69 вопросов для соборного обсуждения. Про­грамма деятельности собора 1551 года была обширной. Были рассмотрены вопросы церковного управления и церковного обслуживания. Обсужда­лись мероприятия, направленные к поднятию уровня нравственности, просвещения и благочиния духовенства и мирян.

Собор определил взаимоотношения духовной власти и гражданской на принципе самостоятельности церкви в делах духовных. Для духовных лиц установлен особый Святительский Суд — «праведен, без всякие хитрости и ковар­ства, и лихоимства всякого, и продажи, и волокиты безмерные» [1, гл. 153—169]. В главах с 7 по 40 собраны постановления о правах епископов, об обязанностях поповских старост и священнослужителей (ср. гл. 67, 68, 69, 81, 91 и 92).

«Изложенные в “Стоглаве” постановления, — говорит Д. Стефанович, —касавшиеся церковного суда и управления, не были безрезультатными: они получили самое широкое распространение на практике и в течение долгого времени (с 1551—1700 гг.) имели руководственное значение [3, с. 275].

Особое внимание собор уделил вопросам строгого соблюдения устава при богослужении: «Священным протопопам и всем священником по священным правилом беречи накрепко, чтобы по всем церквам церковный чин по уставу и по преданию святых отец был [1, гл. 32, л. 63]. На вопрос Иоанна IV: почему в некоторых храмах «попы поют бесчинно вдвое и втрое» [1, гл. 5], Собор вынес решение: «отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем городом, и по всей земли русского царствия, по всем святым церквам церковное пение правити сполна и по чину о всем, по преданию святых апостол, и святых отец по Божественному уставу и по священным правилом, ничтоже претворяюще [1, гл. 6, л. 32 об.].

Все постановления собора 1551 года о церковном пении призывают к строгому соблюдению правил знаменного (унисонного) пения, издревле установленного в древлеправославной церкви.

Глава 32 «Стоглава» посвящена вопросу «о крестящихся не по чину». «Мнози безумнии человецы, — говорится в соборном постановлении, — махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся. Всуе и туне тружаются: тому бо маханию беси радуются. Кто леностию не справляет креста, той отмещется Креста Христова и предается диаволу» [1, гл. 32, л. 62 и об.]. Ссылаясь на свидетельство Мелетия (патриарха антиохийского) и блаженнаго Феодорита (V век), собор постановил: «Аще ли кто не воображает двема персты крестнаго знамения, да будет проклят» [1, гл. 31, л. 60 и 60 об.].

«Учение о двуперсном знамении находится в русских Кормчих XIV века, — говорит В. Бочкарев в своей книге «Стоглав», — откуда и был заимствован текст постановления собора 1551 года» [4]. (О том же см. «Поморские ответы», ответ 43, л. 165 об.].)

Как бы в предвидении грядущих событий (смутное время, реформы Никона и собор 1666/67 гг.), Стоглавый собор закрепляет устои древлеправославия. «А детей бы крестили, — говорится в 17 главе “Стоглава”, — по уставу и по преданию святых апостол и святых отец: не обливати водою, но погружати в три погружения» [1, гл. 17, л. 47 об.]. «Такоже и Верую во Единаго Бога, сущее глаголется: и в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго. Тако подобает говорити» [1, гл. 9, л. 40 об., а в 5, с. 68).

Ввиду того, что в некоторых церквах Псковского края стали «трегубить» аллилуйя, собор 1551 года постановил: «всем християном говорити двоегубую аллилуйя, а в третье “Слава Тебе Боже”, якоже святая соборная и апостольская церковь предаде. А трегубити аллилуйя, сие несть православных предание, но латинская ересь» [1, гл. 42, л. 94 об.].

В главе 40 собор осудил брадобритие, как «латинское… предание» Отцы Стоглавого собора пользовались как источником «Сводной Кормчей» [6].

Глава 43 «Стоглава» посвящена вопросам иконописания. Иконописец по «Стоглаву» — служитель святого дела. Он должен быть человеком праведной жизни: «смиренным, кротким, благоговейным, пребывающим в посте и молитве». Писать иконы должно «с великим тщанием» и «знаменовать с добрых образцов»… — «Как писал Андрей Рублев и прочии пресловущии живописцы, а от своего замышления ничтоже претворяти» [1, гл. 43, л. 95 об., гл 41, л. 75 об.].

Постановление Стоглавого собора — завершение «золотого века» русского иконописания. Призыв собора почитать творчество Андрея Рублева нашел отклик и в наши дни. В сентябре 1960 года состоялись торжественные заседания в СССР и за рубежом, посвященные памяти Андрея Рублева, признанного одним из великих изографов средневековья.

Собор 1551 года обличал нравственные пороки современного ему общества (сребролюбие, корыстолюбие, пьянство, недостойное поведение духовных лиц и мирян (гл. 41, 49, 52 и 93). «Это стремление уврачевать нравственные язвы, — говорит историк С.М. Соловьев, — это сознание своих недостатков и нежелание мириться с ними, обнаруживало силу общества, способность его к дальнейшему преуспеянию» [7, кн. IV, с. 75].

Собор предложил избирать духовных пастырей, «как и доселе избирали, грамоте гораздых и житием непорочных [1, гл. 41, л.81 об.].

За волхования, «гадания и еллинские скверные плясания и плескания» и песни на «жальниках» (кладбище для самоубийц и мертворожденных де­тей) — собор постановил виновных подвергать отлучению» [1, гл. 41 и 93].

С целью нравственного и духовного оздоровления общества, собор обратился с призывом к духовным пастырям «учить своих духовных детей жить в чистоте духовной и телесной, пребывать в братолюбии. Иметь любовь между собою» [1, гл. 32].

Кроме того, собор постановил, чтобы: «по всем градам учредить училища особныя и учители избранныя, учили б своих учеников страху Божию и грамоте» [1, гл. 26]. Нищих и престарелых, «не имущих где главы подклонити», собор предложил «устроити в богадельнях пищею и одеждою», и учредить особый налог для выкупа пленных.

В начале мая 1551 г. Собор закончил свою работу.

Своими постановлениями собор 1551 г. утвердил древлеправославные догматы, обычаи и предания, упрочил мир церковный, содействовал устранению пороков и злоупотреблений в церковных и общественных делах. «Правила, установленные Стоглавом, — говорит С.М. Соловьев, — имели для всех авторитет непререкаемый» [7, кн. VII, с. 118].

«Стоглав, — говорит И. Беляев, — рядом с Судебником, замыкает великое дело Иоанна IV, дело земского и церковного устроения. Судебник и Стоглав — это два фокуса, в которые собираются все разноцветные лучи прежней областной жизни удельной Руси [8].

«Стоглав, как литературный и законодательный памятник, представляет собою выдающееся явление в истории русского церковного права. Это один из поворотных пунктов, наложивший собою сильный отпечаток на целую эпоху, такой памятник, в котором многие труды предшествующего времени нашли свое удачное завершение, и который даже для отдаленного последующего времени имел значение действующего и руководственного права» [3, с. 272].


Из постановлений Стоглавого собора


ГЛАВА 6.

О ТЕХ ЦАРСКИХ ВОПРОСЕХ, – СОБОРНОЙ ОТВЕТ

 

 

 

Некогда в слух вниде, Боговенчаннаго и Христолюбивого Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича, всея Руссии Самодержца, что по многим святым Церквам звонят и поют не во время, кроме Божественного устава; многие Церковные чины не сполна совершаются, по священным правилом и уставу. Он же Боголюбивый Царь, таковая слышав не просто вмени, но разжегся Духом Святым, вскоре повеле списати, о тех многоразличных Церковнех чинех, которыя по уставу, по освященным правилом, сполна несовершаются; – и вдает на Соборе отцу своему Макарию Митрополиту всея Руссии.

И повеле ему, о всех о тех Церковных чинех разсудив, указ учинити по Божественному уставу, и по священным правилом.

Он же Соборне приим от благочестиваго Царя, со всяцем духовным порадованием, любовно прочитаем. И о всех о тех святых многоразличных Церковных чинех разсудив, и зря Божественная правила.

О Святем Дусе, Соборне о всем о том уложили, от ныне и впредь, в царствующем граде Москве, и по всей земли Руссийскаго царствия, по всем святым Церквам звонити, и Божественныя литургии служити, и протчее Церковное пение правити сполна, по чину и по преданию святых Апостол и Святых, Отец, во всем по Божественному уставу, и по священным правилом, ничтоже претворяюще.

И того ради Церковнаго чина на большее утверждение, по совету и по повелению, и сердечному желанию, о Святем Дусе, возлюбленнаго сына святыя Церкви, и нашего смирения, Благоверного и Христолюбивого и Богом венчаннаго Царя и Государя Великого Князя Иоанна Васильевича всея Руссии Самодержца. И со иже о Святым Дусе своими детьми, со Архиепископы и Епископы Руссийския Митрополии, о со самобывшими ту. С Феодосием Архиепископом великаго Нова-града и Пскова, да с Никандром Архиепископом Ростовским и Ярославским, да с Трифоном Епископом Суздальским и Торузским, да с Гурием Епископом Смоленским и Брянским, да с Касьяном Епископом Рязанским и Муромским, да с Акакием Епископом Тверским и Кашинским, да с Феодосием Епископом Коломенским и Каширским, да с Саввою Епископом Сарским и Подонским, да с Киприяном Епископом Пермским и Вологодским, и со архимандриты, игумены, и со всем священным Собором, по данной нам от Бога власти, и Царевым советом, Соборне повелехом, того ради чина Церковнаго и брежения ради священническаго, и всех ради православных Християн, наипаче же оберегаючи, сана величествия Царска, и Святителъства, и смиренных своих душ пастырских.

Да ничтоже во святых Церквах, кроме священных и Божественных правил сотворится, ниже презрено будет нашим нерадением. Того ради Церковнаго чина, во царствующем граде Москве, и по всем градом Руссийскаго царствия, и Русския митрополии повелехом собрати; протопопов в коемждо граде по Царскому повелению, и по благословению Святительскому, священников искусных, добрых житием, непорочных. В царствующем еже убо граде в Москве, достоит быти седьми старостам поповским, и седьми соборов по уложению Царскому, да к ним избирати десяцких добрих же священников, искусных житием, непорочных же, також и по всем градом уставити старосты, священники и десяцкие где только приход, в котором городе. А по селом, и по погостем, и по волостем по всей земли, уставити у попов десяцкие священники, и якоже тем старостам священникам, и десяцким священникам в царствующем граде Москве. И по всем градом Русскаго царствия, в митрополии, и во архиепископиях, и во епископиях, коемуж да во своих презирати, во вся дни, по всем святым Божиим церквам, священников и дияконов чтобы у них было по всем Церквам святым, Божественное правило Церковное, и звон по уставу, и по преданию нашего великаго Православия, по всем по священным правилом, по Церковному уставу сполна, чинно и немятежно, чтоб священницы и дияконы, во святых Божиих церквах, всегда с великим тщанием предстояние имели ко Господу Богу, и ко Пречистей Богородице, к Небесным Силам, и ко всем Святым, – прилежно со благоговением, и с великим воздержанием, по вся дни Заутрени воскресныя и праздничныя, пели бы по уставу, и Божественныя книги прочитали, Евангелие толковое, и Златоуст, и жития Святых, и Пролог, и прочия святыя душеполезныя книги, на поучение и просвещение, истинное покаяние, и на добрыя дела, всем православным Хрястияном в душеполезную пользу. Отпев Заутреню со всяким благочинием, и со страхом Божиим; по Заутрени, или пред Обеднею пели бы молебны, о многолетнем здравии, и спасении благороднаго и Христолюбиваго, и Богом венчаннаго Царя и Государя, Великого Князя, Иоанна Васильевича всея Руссии самодержца, и его благоверной и Христолюбивой Царицы, Великой Княгини Анастасии, чтоб им умножил Господь Бог лет живота их, и даровал бы им сыны и наследники царствия их, и возвысил бы Господь Бог Царскую десницу его надо всеми недруги, враги его, и устроил бы царство его мирно, вечно в роды и род, и на веки. Також бы молили Бога, и о брате его благоверном Князе Георгии, и о Княгине его, и о всех благоверных Князех и Болярех, и о пособлении, и о укреплении Христолюбиваго Царя, о воинстве, и о благопребывании, и устроении земском, и о тишине, и о здравии, и о спасении всего православного Християнства. Також бы, вся дни пели часы, и служили Обедни, как где вместно и мочно, и звонили бы в подобно время по Церковному уставу. 

ГЛАВА 17.

О ДЕТСКОМ КРЕЩЕНИИ 

А детей бы крестили в Церквах, по уставу и по преданию святых Апостол и Святых Отец, а не обливати бы водою, но погружали, в три погружения, а крещали бы детей по священным правилом, достоверно, якоже есть писано о крещении младенец. Крещается же от священника глаголющаго сице: крещается раб Божий имя-рек, во имя Отца, и погружает его, первое глаголя аминь; таже и Сына, и погружает его, второе глаголя аминь; таже и Святаго Духа, и погружает его третие, и глаголет и ныне и присно и во веки веком аминь.

Ведомо же буди, яко Апостольским четыредесят девятым правилом измещется священник крестивый сице.

Рек крестится раб Божий имя-рек, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком аминь; и погружает крещаемаго, и паки тож слово рек, и паки погрузит, и в третие тож слово рек, и паки погрузив; крестит бо рече в три безначальныя, и в три сыны, и в три утешителя, рекше в девять лиц. Такожде измещется по правилу, и рекше все тож слово, погрузив крещаемаго единощи, яко не славя Воскресения.

Зри.

Но сице подобает крестити, приим священник рукама крещаемаго; и глаголет, крешается раб Божий имя-рек, во имя Отца, аминь, и низводит его, и возвед глаголет и Сына аминь, и низводит паки, и возвед глаголет и Святаго Духа ныне и присно и во веки веком аминь, и паки погружает его, и тако крестит в три лица Божественая, в три лица, и тридневнаго воскресения Христова, тремя погруженьми. И по сем мажет его великим миром, и облачит его во вся новая, прежде дав его на руки восприемнику и поет священник с людьми: Блажени им же отпустишася беззаконие, им же прикрышася греси, и протчая по уставу.

Зри.

А кум бы един, любо мужеский пол, любо женский, а о два бы кума, и мнозии кумове не были, как у вас преж сего было. 

ГЛАВА 26.

О УЧИЛИЩАХ КНИЖНЫХ ПО ВСЕМ ГРАДОМ

 И мы о том по Царскому совету, Соборне уложили в Царствующем граде в Москве, и по всем градом. Тем же протопопом, и старейшим священником, и со всеми священники и дияконы кийждо во своем городе, по благословению своего Святительства, избирати доблих и духовных священников и дияконов и дияков же, наученых и благочестивых, имущих в сердцах страх Божий, могущих иных пользовати, и грамоте бы, и чести и писати, горазди были. И у тех священников и дияконов учинити в домех училища, чтобы священники и дияконы, и вси православные Християне в коемждо граде, предавали им своих детей, в научение грамоте, и на научение книжнаго писания, и Церковнаго пения, и псалтырнаго пения налойнаго, и чтоб священники и дияконы и дьяки и выбранныя, учили своих учеников страху Божию и грамоте, и честь и петь, со всяким духовным наказанием. Наипаче всего учеников бы своих берегли и хранили во всякой чести и любви, и блюли бы их от всякаго растления, наипаче же от всякаго содомскаго греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтоб им вашим брежением и поучением пришед в возраст, быть достойным священническому чину. Да учеников бы своих во святых церквах Божиих, наказывали и поучали страху Божию, и всякому благочинию, псалмопению, и чтению, пети и канархати по Церковному чину, учили бы есте своих учеников грамоте довольно сколько сами умеют. И силу бы им в писании сказывали, по данному вам от Бога таланту, ничтоже скрывающе, чтобы ученицы ваши книги учили все, которыя соборная святая Церковь приемлет, чтоб попы впредь могли не только себе, но и прочих пользовати, и учити страху Божию, о всех полезных. Такожде бы учили своих учеников чести и пети и писати, сколько сами умеют ничтоже скрывающе, но от Бога мзды ожидающе, а и здесь от их родителей дары и почести приемлюще по их достоинству. 

ГЛАВА 31.

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ:

КАКО ПОДОБАЕТ, АРХИЕРЕОМ И ИЕРЕОМ РУКОЮ БЛАГОСЛОВЛЯТИ, И ЗНАМЕНАТИСЯ ПРОЧИМ  ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИЯНОМ И ПОКЛОНЯТИСЯ 

Такожде бы священныя протопопы и священники и дияконы, на себе воображали бы крестное знамение крестно-образно и по чину, и благословляли бы протопопы и священники, православных Християн крестно-образноже, якоже предаша Святии Отцы, также бы и детей своих и всех православных Християн, поучали и наказывали, чтобы ся огражали крестным знамением по чину знаменовалися крестно-образно, правою бы рукою. Сиречь десницу упражняли ко крестному воображению, большой палец да два нижних перста в один совокупив, а верхний перст с средним совокупив, простер мало нагнув, тако благословити Святителем и иереом; на себя крестное знамение рукою возлагати, двема персты, якоже предаша Святии Отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, на перси (грудь) – сиречь на сердце, и потом на правое плечо, тоже на левое плечо, то-есть истинное воображение крестнаго знамения, и потом покланятися душею, и телом и умом, и всем помышлением, Пречистому Образу, и животворящему Кресту, Господа и Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и Пречистей Богородице, и Небесным Силам, и великому во пророцех Иоанну Предотечи, и Святым Апостолам, и великим Чудотворцам, и всем Святым, на святых Иконах воображенным и написанным, во святых Церквах, и святому Евангелию, и прочим Святым, покланятися якоже предаша нам Самовидцы и слуги Бога Слова, Святии Апостоли и Святии Отцы; такоже подобает и всем православным Християном рукою уставляти, и двема персты крестное знамение, на лице своем воображати, и поклонятися якоже преди рехом.

Аще кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения; да будет проклят, якоже Святии Отцы рекоша.

Прочее же о крестном знамении известно и достохвалъно, писание преподобных Отец наших, Мелетия и Феодорита, сице возвещают с прочим толкованием, како рукою благословлятися, и креститися всем Православным; иже кто не знаменается двема персты, якоже и Христос, да будет проклят. А креститися и благословити два долгия, а третий верхний к долнима перстома; тож согбение перстома толкуется, и преклонъ бо небеса, и сниде нашего ради спасения, – а два верхния и сими же двема благословити, персты три совокупити снизу, а два верхния купно, – теми благословитеся и креститеся, в Божество и человечество, такоже и Мелетий Славостинский (Севастийский) Епископ и Феодорит научают нас. И инде речено бысть, Мелетий Славостинский (Севастийский) Епископ, житием и словом славен зело, бесчиния же ради сущих, под рукою его, отрекийся Епископ, и бысть в безмолвии. Тогда еретицы мневшие яко премудрствует с ними Мелетий, просиша его у Царя, да будет Патриарх, иже и бысть. И посем бывшу Собору, о вере единосущества, и арияном инако глаголющим, Мелетий же Божественнаго правила показа явление. Людем же просящим скорое учение от Бога показати, о иже показа персты три во Отец и Сын и Святый Дух, и не бысть знамение; потом Мелетий два совокупльше, три пригнув и благослови люди, и изыде от него яко огнь молния, достохвальный убо он испусти глас. трие убо разумением, о едином же беседует, и тако посрами еретики. Посем в Константин град прииде, от великаго царя Феодосия зело почтен бысть; святыя сице научи благословити рукою и креститися. Три персты имети я (их) вкупе, по образу троическому, Бог Отец, Сын, Бог Дух Святый, не три Бози но един. Бог в Троице имены разделяется, а Божество едино, Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан, Дух исходящ, три во едином Божестве. Едина сила, едина Божеству честь, един поклон от всея твари, от Ангел и от человек, тако тем трием перстом указ.

Два перста имети наклонна, а не простерта, а тех указ тако вообразует, две естестве – Божество и человечество, Бог по Божеству, а человек по человечению, а во обоем совершен, вышний перст образует Божество, а нижний человечество, понеже сошед от вышнии спасения нашего, тоже гбение протолкуется: преклонъ бо небеса сниде нашего ради спасения. Да тако достоит креститися, и благословити, тако Святыми Отцы узаконено и указано. 

ГЛАВА 32.

О КРЕСТЯЩИХСЯ НЕ ПО ЧИНУ 

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своем творят крестящеся, всуе труждающеся, тому бо маханию беси радуются. А тако есть праве креститися, первее полагати рукою на челе своем, потом на персех, таже на правом плече, потом на левом, тоесть истинное воображение крестному знамению. Аще кто право крещает лице свое сим знамением, то никогда уже не боится диявола, ни зла супостата, и от Бога мзду приимет за то. Аще кто единою перекрестит лице свое, по истинне право крестится.

Аще ли кто леностию, или небрежением (не исправляет) Креста на лице своем, тот отмещется креста Христова и предается дияволу. И аще кто наставник будет, научит не разумных, а они приемлют с радостию, то от Господа сугубу мзду восприимут за то. Аще кто не внемлет, ни послушает благаго наказания, да будет отлучен. И о тех о всех преди реченных Церковных исправлениих, священным протопопом, их всем священником, по священным правилом беречи накрепко; и о всем самим, жити со благовением, с постом и молитвою, и по чину священническому, и в прочих добродетелех. А детей своих духовных православных Християн, учите закону и страху Божию и исправляйте по священным правилом, как им подобает жити в чистоте и в покаянии со благоговением, в посте и в молитве, и в братолюбии, мирно и любовно между собою имуще. И приходящия Святыя посты, прилежно и честно держати и по вся дни ко святым Божиим церквам, и ко всему соборному пению приходили бы, и стояли бы на месте со благоговением и со страхом Божиим и берегли бы о всем, благоговейнстве Церковнем, что бы по всем Церквам соборным и не соборным, Церковный чин о всем шол по уставу, и по преданию святых Апостол и Святых Отец, а от пиянственнаго бы безмернаго пития, священныя протопопы, и священники и дияконы, воздержалися, и в пиянство бы, в конец не упивалися, да и детей своих духовных наказывали, чтоб во пиянство не упивалися; ни где же бо несть писано, что бы не пити вина, не буди нам таковая мудрствовати, ниже запрещати, но сам Бог созда, и повеле пити вино в веселие, а не пиянство. Также ясти не во объядение, но в сытость, и во славу Божию. Также, святии Апостоли и Святии Отцы, уставиша, и заповедаша, ясти и пити в славу Божию, а от, упивания во пиянство и во объядение вельми запрещати, и под запрещением учиниша не токмо священным, но и простым, по реченному во святом Евангелии, якоже Христос отрече: да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими; таже Божественный Апостол Павел отрече; Братие глаголя: не упивайтеся вином, в нем же несть спасения, но паче блуд. И паки рече: пьяницы, и блудницы, царствия Божия не наследят; и много о том упивании в пиянство, в Божественном писании отречено быстъ. Якоже и Божественный Апостол Павел, паки отрече собрав: не прелъщайтеся, ни блудницы, ни прелюбодеи, ни мужеложницы, ни скотоложницы, ни рукоблудницы, ни лихоимцы, ни хищницы, ни чародеи, ни пияницы, ни татии, всии бо таковии Царствия Небеснаго не наследят

ГЛАВА 40.

ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД 

Также священная правила, православным Християном возбраняют не брити брад, и усов не постригати, таковая бо несть православным, но латинская ересь, и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Правило святых Апостол сице глаголет: аще кто браду бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша. О том же правило первоенадесять шестаго собора, в Труле полатнем. О том же о пострижении брад, написано в Законе се: не постризайте брад ваших, себо женам лепо, мужем не подобно, создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече: постризало да не взыдет на браду вашу, себо мерзскоь есть пред Богом. Ибо от Константина царя Кавалина еретика, на том вcи знаху яко еретическия слуги, есть брады постризань. Вы же сотворяюще человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими будите от Бога создавшего нас по образу своему. Аще убо хощете угодити Богу, отступите от зла, и о том сам Бог Моисеови рече, и святыя Апостолы запретиша, а Святыя Отцы прокляша, и от Церкви таковых отлучиша, того ради страшного прещения Православным таковаго не подобает творити. И вы священники, о всех тех предреченных наказаниях, по священным правилом, детей своих духовных всех православных Християн, поучали и наказывали, чтоб от всех злых дел реченных престали, и жили век в чистоте и в покаянии, и в протчих добродетелех. И вы бы все православнии Християне, отцов своих духовных чтили и слушали, и повиновалися им о Бозе во всем и честных имейте, занеже им от Бога дана власть над вами; аще кого свяжут на земли, той на Небеси связан будет, аще ли котораго на земли разрешат, той на Небеси разрешен есть, и вы бы по той данной им от Бога власти без всякаго прекословия, от отцов своих духовных во всем чтили и слушали, и вы бы отцы духовныя о всем о том берегли накрепко, по Евангельскому Христову словеси: вы бо есте соль земли, аще свет отемнеет, тьма кольми паче. Аще соль обуяет, изсыпана бывает вон, и попираема человеки. Якоже Григорий Богослов рече, и Дионисий Ареопагитский, подобает священнику свет быти, тойже освятит; подобает священнику чисту быти, таже очищати; подобает священнику святу быти, таже освящати. И священный Златоуст о вас написа: Серафимы бо есте плотяныя, нелепо бо вам прилежати вину, сего ради великаго страшнаго священства вам от Бога порученная власть вязати и решити, и пасти стадо словесных овец, вы бы священницы о всем о том подщалися елика ваша сила, занеже вам отцем духовным по Господни заповеди, о всех своих духовных детех, и о их единородных и безсмертных душах, ответ дати во второе пришествие Господа нашего Исуса Христа, да аще сия исправите, то блажени будете, и от Бога велику мзду восприимете, и со дерзновением во он день рече же: се Аз и дети яже еси дал Ми, також и сами от Владыки Христа сладкаго и Божественнаго онаго гласа сподобитеся услышати: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения Мира, и протчая по Евангельскому словеси.

ГЛАВА 42.

О ТРЕГУБОЙ АЛЛИЛУИЯ 

Что в Пскове, и во Псковской земли, и по Церквам, да и в Нове-городе, и в Новгородской земли, по многим же местом до днесь говорили трегубую аллилуиа, и повелели православным Християном говорити двоегубную аллилуиа, а третии слава Тебе Боже. Якоже Соборная святая Апостольская церковь имея предания, а не трегубити аллилуиа, якоже прежде рек во Пскове говорили, и по многим местом, а в чествертые приговаривали слава Тебе Боже. Сия несть право славным предания, но латынская ересь, не славять Троицу но четверят, и Святаго Духа глаголют, Отца и Сына исходяща, и тем раболепно Святаго Духа творят. И того ради, не подобает святыя аллилуиа трегубити, но дважды глаголати аллилуиа, в третие слава Тебе Боже, понеже бо по Еврейски аллилуиа, а по нашему по Русски слава Тебе Боже.

 


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.