|
В преддверии Всероссийского Собора Древлеправославной Поморской Церкви мы публикуем доклад выдающегося деятеля Староверия XX в., духовного наставника, богослова и историка Церкви, председателя Высшего Старообрядческого Совета в Литве и председателя Духовного суда Иосифа Ивановича Никитина (1905–1996). С этим обширным докладом И.И.Никитин выступил на первом послевоенном Съезде Старообрядческой Поморской Церкви, проходившем в Вильнюсе в 1966 г. и посвященном 300-летию Староверия. Этот Съезд явился, по словам И.И. Егорова, «по существу Всесоюзным Собором Старообрядческой Поморской Церкви». Несмотря на многие годы, отделяющие нас от того времени, основные идеи, высказанные в докладе И.И. Никитина, продолжают оставаться актуальными и в наши дни.
Господь наш Исус Христос создал Свою Церковь в виде земного общения верных Христу учеников и последователей для провозглашения Его учения среди родов и языков земли и сохранения учения, дал Церкви обетование, что вечно пробудет с ней и в ней. Он сказал: «Шедше научите вся языки, крестяще их, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти, вся елика заповедах вам, и се аз с вами есмь во вся дни, до скончания века, аминь». (Матфея зач.116). Далее Исус Христос выясняет, какие права имеет Собор и какова сила его постановлений. Он сказал: «Аминь бо глаголю вам елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ея же аще просита будет има от Отца Моего иже на небесех — идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф.18). В этих словах Господа открыто нам ясно и определенно понятие о силе и значении Церковных Соборов, ясно выражено основание соборного управления и мы видим, что, следуя указаниям Божественного Учителя, ученики Его Апостолы впервые созвали в 51 году по Рождестве Христове собор, названный апостольским собором. Затем, в 325 году по Рождестве Христове был созван первый вселенский собор в городе Никее, составивший Символ веры «верую во единого Бога» и установивший время празднования Пасхи. Далее были созваны еще шесть Вселенских Соборов и Девять поместных. Соборы, при участии в них святых отцов Церкви, рассматривали вопросы веры, осуждали ересеучителей, как Ария, Македония, Нестория и других, и изложили каноны и канонические правила, которыми и в настоящее время руководствуется Церковь Христова. За время существования своего Церковь Христова перенесла различные гонения и разделения. Так, в 1054 году Церковь разделилась на две половины: Восточную Православную и Западную Римско‑католическую. Причиной разделения послужило то, что Восточная Церковь высшею Церковною властью признавала лишь Вселенский Собор и Соборное Управление; Западная же в лице патриарха (папы) Римского притязала на главенство Вселенской Церкви. В России, принявшей христианство от Греческой Восточной Православной Церкви в 988 году, строго сохранялось благочестие, это подтверждает наличие в Русской Православной Церкви святых подвижников Церкви: св. Филиппа, игумена Соловецкого монастыря (1548‑1671), св. Кирила Белозерского, преподобных Антония и Феодосия — основателей Киево‑Печерской обители, преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице‑Сергиевой лавры, преподобных Савватия и Зосимы, основателей Соловецкой обители и других. В 1551 году в Москве состоялся Стоглавый Собор, при царе Иоанне Васильевиче (Грозном), участвовали на нем святые настоятели Гурий и Варсанофий, казанские чудотворцы и св. Филипп, игумен Соловецкой обители. Собор всесторонне обсудил вопросы, касающиеся церковной жизни. Собор указывает, чтобы правильно, «В ТРИ ПОГРУЖЕНИЯ», совершать таинство крещения (гл.17), предлагает избирать на должности пастырей церковных людей «ДОБРЫХ, ИСКУСНЫХ, ЖИТИЕМ НЕПОРОЧНЫХ» (гл.6, 77, 81). Собор, под страхом отлучения, призывает христиан «НА СЕБЕ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ ВОЗЛАГАТИ ДВЕМА ПЕРСТЫ», по преданию святых отцов (гл.31), строго соблюдать обычаи благочестивой старины (гл.9, 42, 91). Постановления Собора изложены в 100 главах. Святые отцы, заседавшие на Стоглавом Соборе, бдительно стояли на страже устоев древлеправославия. Своими соборными решениями они упрочили мир церковный, озарили народ ярким светом веры и благочестия, которое продолжало сохраняться в Русской Православной Церкви до Никона патриарха. Никон, во имя честолюбивых идей, желая стать «восточным папой», а царю русскому Алексию Михайловичу — царем, Вселенским самодержцем христианским, начал изменять на современный греческий лад все церковные обряды и обычаи, веками строго сохранявшиеся в России, чтобы между русской и греческой Церковью не было разницы в вере, обрядах, богослужебной практике. В греческой Церкви в 15 веке обрядность и богослужебная практика подверглись ряду изменений из‑за того, что греческая Церковь находилась под владычеством магометан и влиянием Римско‑католической Церкви. Никоновские новшества, как введение троеперстия и проклятия на крестящихся двуперстно, изменение символа веры и других молитв, введение, вопреки древлеправославному преданию, обливательного крещения, партесного итальянского пения в храмах и т. д. вызвали в Русской Церкви сильные протесты среди духовенства и верующих. Это привело к разделению Церкви на две половины, из которых к одной принадлежала Никоновская господствующая (поскольку царь был на ее стороне), к другой — старообрядческая или староверческая. Здесь следует отметить, что патриарх Никон и царизм проявили большую жестокость в расправе с защитниками и приверженцами старой веры. Сотни тысяч русских людей понесли кровавые жертвы, пытки, мучения, сожжения, ссылки, потерю имущества. Тем не менее, защитники старины и последователи — старообрядцы, остались верны старой вере. Вот тогда состоялся в 1656 году Священный Собор блаженных отец и страдальцев, бывший в Куржецкой области, в Новгородских пределах, который постановил: «Мы споспешствованием Святаго Духа, собравшися успешно в Куржецкой святой обители, что в Соловецком уезде, из всего священноначалия, всех крестоносных и страданием помазанных мужей, и всякого сословия мирских мудростию и благочестием украшенных. И там мы всячески довольно и с великим вниманием рассматривахом и судили о всех нечестивых догматах и церковных чиноположении, внесенных в Россию Никоном патриархом. На конец всех сих глубоких размышлений, по данной нам благодати от Христа Бога нашего, и по правилам святых апостол и вселенских бывших соборов навечно днесь установляем и узаконяем всей Христовой Церкви. Дабы все церковные тайны и обряды богослужения, производимыя по печатным книгам Никона патриарха или ему последующих от ныне бы отнюдь за священныя и благодатию всененныя не признавать. В случае же обращающихся от никонианской церкви к нашему благочестивому согласию, то таковых паки подобает нам совершенно крестити, а хиротонисанных всякого чина, тоже паки рукополагати архиерею». Постановление было заверено подписями: Коломенского епископа Павла, Куржецкого и Тихвинского игумена Досифея, Новгородского епископа Маркела, Вятского епископа Александра, Московского протопопа Аввакума, Соловецкого инока Епифания, Московского соборного диакона Феодора и других. Участников Собора было 156 великих борцов за веру. Предки наши на Соборе Куржецком и последовавшем за ним Соборе Выгорецком, на основании Св. Писания определили, что власть, данная Церковью Собору епископов в виду разделения Церкви и введения новшеств патриархом Никоном, перешла после 1666 года к собору верных христиан — носителей церковной благодати, и устроили жизнь Старообрядческой Церкви в той же форме, которая существовала в Православной Церкви до 1666 года, но без иерархических чинов — епископов, священников и диаконов. Далее мы видим во весь период существования Старообрядческой Церкви, частые и оживительные Соборы на Выге, в Москве, в Самаре и других местах (1700, 1719, 1725, 1770, 1777, 1792, 1813г.г.). 16 января 1823 года в Дягутской обители состоялся первый в Прибалтике Старообрядческий Поморский Собор. В этом Соборе участвовали (согласно редкой рукописи начала XIX в.) видные наставники: Емелиан Павлов, Автоном Акиндинов, Артемий Ефимов, Никифор Ефимов, Евтихий Климов, Григорий Григорьев, Григорий Васильев, Иван Родионов, Иосиф Андреевич и др. Иконописцы — Иван Тимофеев, Петр Иванов, начетчики — Иван Васильевич Соколов, Никита Фомич и прочие христиане. Разбирались вопросы об иконах от рук «внешних» изображаемых, о крестах меднолитных, «имущих четыре литеры нового римского положения» и др. В обоснование приведены выписки из книг (Кормчей, Благовестника, Соборника — об иконах — л. л.87‑93), (Сборник нач. XX века. Библиотека АН в Санкт-Петербурге Собр. Текущих поступлений №702). Особо следует отметить Первый Всероссийский Собор старообрядцев — поморцев, бывший в Москве в 1909 году под председательством выдающегося начетчика Льва Феоктистовича Пичугина. На Соборе был избран Совет Соборов, сей Собор много послужил ради утверждения духовной жизни старообрядцев и порядка церковного среди верующих. На Соборе участвовало 80 наставников и 446 мирян — уполномоченных от старообрядческих общин России. Второй Всероссийский Собор 1912 года продолжил святую работу по созиданию Старообрядческой Церкви. Собор уделил много внимания упорядочению внутреннего и внешнего порядка в приходской деятельности общин, обратил внимание на христианское иконописание, вынес постановление по изданию нужных Церкви книг и журналов и вынес много других, полезных для Церкви постановлений под председательством знаменитого в Старообрядческой Церкви учителя и начетчика Худошина Терентия Акимовича. «На Соборах этих, — как говорил в своем докладе на заседании 11 Всероссийского Собора секретарь Собора Онуфриев Николай Петрович, — обсуждались и решались вопросы веры и церковного устройства, создался тот порядок, которым мы и живем в настоящее время. Порядок этот имел и имеет в основании ту мысль, что разум и вера отдельного человека, как бы умен и опытен он ни был, и какую бы горячую веру ни имел, не может руководить делами всей Церкви. Только законный Собор таких людей — общий разум и вера Церкви, признавался истинным и обязательным для всех и каждого. Устанавливая такой вполне законный порядок, предки наши верили, что благодать и власть, данная Церкви Христом при ея учреждении, не покинули Церковь при лишении ее иерархических чинов, они исповедывали себя в живой, благодатной Церкви, а не вне ее. Они исповедывали, что благодать отныне не может пребывать на отдельных членах Церкви, называющихся чинами Церкви, а невидимо пребывает на всем Обществе верных, и что это общество — Церковь, имеет благодать и право ставить и разрешать вопросы веры и жизни, и делать решения обязательными для каждого члена Церкви. При малом количестве членов Церкви на таких Соборах участвовали все члены ее, при увеличении же ее состава и распространения Церкви по всей земле, Соборы составлялись из выборных от отдельных местных общин. Таким образом, благодать справедливости и мудрости переносится с общины на ее уполномоченных наставников и мирян. Соборы таких уполномоченных являются такими же решающими и обязательными для Церкви нашего времени, как и раньше. Сущность Соборов не изменилась с изменением их состава. Поэтому, когда после первой мировой войны старообрядцы, в силу независящих от них обстоятельств, были оторваны от своих собратьев по вере, разделены границами, оставшись на территории Польши, Литвы, Латвии и Эстонии, Старообрядческой Церковью был созван Первый Всепольский Старообрядческий Собор в гор. Вильно. Собор утвердил Устав Церкви и избрал Высший Старообрядческий Совет и Духовный Суд. Последующие Всепольские Соборы — Второй и Третий, созванные в 1930 и 1936 годах регулировали жизнь уже хорошо организованной, сплоченной Старообрядческой Церкви. Такое же положение Старообрядческой Церкви было и в Литве, где был созван в 1923 году Вселитовский Собор, на котором был избран Центральный Старообрядческий Совет в гор. Каунасе и созывались в дальнейшем такие же Соборы через каждые 3 — 4 года, регулировавшие жизнь Церкви. Первый организационный Вселатвийский Съезд старообрядцев состоялся в г. Резекне 4 ноября 1920 года, на котором был избран «Центральный Комитет по делам Латвии» и Духовная Комиссия при Комитете. Такие съезды созывались затем ежегодно, регулируя жизнь Церкви. С принятием Устава Старообрядческой Церкви Эстонии 19 июля 1928 года Пятым Всеэстонским Съездом жизнь Церкви вошла в правовые формы и руководилась Центральным Старообрядческим Советом Эстонии и созываемыми Всеэстонскими Съездами. В России, после Октябрьской революции, до 1923 года продолжал свою деятельность Совет Соборов. Председателем Совета был избран ХУДОШИН Терентий Акимович. Затем было созвано несколько областных Съездов, а именно: Съезд старообрядцев — поморцев в гор. Кургане (Сибирь) в 1924 году. Северо‑Кавказский старообрядческий областной Собор в 1926 году, бывший в станице Гиагинской. На Соборе участвовали 151 человек, были представители из Сибири, Пскова, Новгорода и др. Поместный Собор, созванный в селении Кошлаково в Белгородской области. Съезд старообрядцев — поморцев в гор. Саратове в 1925 году, на котором был избран Нижне‑Волжский областной Духовный Совет. Председателем Совета был избран Худошин Т. А. (умерший в 1926 году в г. Саратове). В 1927 году образовался Духовный Совет Центральной области. Председателем Духовного Совета состоял известный в старообрядчестве наставник Герасимов Симеон Васильевич. И так, всюду мы видим соборное управление старообрядческой церковью. Как известно, Высший Старообрядческий Совет в Литве и Духовная Комиссия Старообрядческой Церкви при ВС Совете, находящиеся в гор. Вильнюсе, на протяжении 70 лет духовно руководят Старообрядческой Поморской Церковью, избраны Соборами. В состав Соборов входят наставники и миряне, избранные представителями от старообрядческих общин Литвы, Латвии, Белоруссии, Москвы и от Российских общин. Эти Соборы являются законносозванными, законно действующими, равнозначащими и равновластными прежде бывшим Соборам Старообрядческой Церкви. В течение почти 70 лет Соборами вынесены сотни постановлений, решенных на основании Святого Писания и канонов Церкви, по вопросам догматического, богослужебного и церковно‑общественного характера, а также дисциплинарных решений, осудивших виновных служителей Церкви за нарушение канонических правил. Постановлений, служащих установлению порядка в Церкви, введения чинности, дающих понятие о различных сторонах жизни Церкви, служащих руководством для наставников, и сохраняющих в чистоте заповеданное нам учение Христово и посему, обязательное для всей Старообрядческой Церкви поморцев и каждого члена Церкви. Господь всегда пребывает в Соборе верных и слава высокого звания христианина применима лишь к тем, которые «совершени во едино», то есть объединены во едино на основании учения Церкви Христовой. |