1



Торжество Православия в Петербурге


10 декабря 2004 года в Санкт-Петербурге в Знаменском храме на Тверской, 8, только что возвращенном властями Невской старообрядческой поморской общине, состоялся торжественный молебен Знамению Пресвятыя Богородицы — престольному празднику Храма. Молебен отслужил настоятель НСПО духовный наставник О.И.Розанов совместно с д.н. В.В. Шамариным и председателем правления И.М. Петровым. В богослужении приняли участие певчие двух петербургских приходов — Рыбацкого и Коломенского, украсившие своим пением праздничную службу. «Веселитеся людие, и вси православнии собори!» Среди молящихся присутствовали люди разных поколений. У кого-то в этот Храм еще до его закрытия ходили родители, у кого-то дедушки и бабушки. После молебна настоятель о. Олег обратился к християнам со словом, в котором вспомнил об истории создания Храма и выразил надежду на то, что к столетию его создания (2007г.) в отреставрированном помещении снова будет во всей полноте возобновлена церковная жизнь.  

Первыми, кто воспользовался свободой, дарованной указом Николая II 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», были столичные староверы-поморцы. Они принялись за построение своего нового центрального храма. В августе 1906 г., в день Преображения Господня, на Тверской улице, 8, в Санкт-Петербурге, близ Таврического сада, был заложен новый пятиглавый храм. Участок для него пожертвовала вдова крупного финансиста, общественного деятеля и публициста В. А. Кокорева. Проект выполнил архитектор Д. А. Крыжановский. Храм был построен в стиле северных новгородских и псковских церквей на пожертвования петербургских поморцев, при этом значительную долю средств внесла семья Кокоревых.

Весь архитектурный комплекс состоял из храма, соединенной с ним особой галереей пристройки, ризницы и надворных построек. Застроенный участок был отгорожен от улицы массивным, довольно низким (в три аршина) каменным забором с небольшими просветами. Тем самым храм был несколько отодвинут от линии тротуара, что как нельзя лучше отвечало впечатлению, которое и должна была производить постройка поморской общины – не столько приходского, сколько, скорее, монастырского характера.

В плане храм — крестообразный, площадь его вместе со стенами без пристроек — около 100 кв. сажень. Стены были возведены из кирпича на цементном растворе и покоились на гранитном цоколе в полтора аршина высотой. Бока крестов были перекрыты железобетонными коробовыми сводами толщиной в 8 см, утолщенными поперечными железобетонными же балками. Концы этих балок лежали с одной стороны на наружных стенах, а с другой были связаны с двойными стенками тоже из железобетона. (Все железобетонные работы выполняло Черноморское строительное общество «Железобетон».) Эти стенки, соединенные между собой диафрагмами и образовывавшие воздушную прослойку шириной около 50 см, опирались на толстые подушки, лежавшие, в свою очередь, на входящих углах наружных стен. Пространство, заключенное между стенками и представлявшее в плане квадрат, было перекрыто четырьмя опиравшимися на стенки перекрещивающимся арками толщиной около 30 см и высотой до 1 метра каждая. На середине этих арок помещался барабан, восемь окон которого давали естественное освещение храма сверху. Четыре остальные главки, размещенные на угловых частях крыши, — фальшивые, сделаны также из железобетона. Крыша храма была железная, а главки перекрыты красной медью, которая вскоре окислилась, так что чешуя главок быстро приобрела благородный темно-бронзовый цвет. Фасады храма были оштукатурены известью с цементом и во избежание частых ремонтов по окраске попросту затерты белой известью.

Изнутри храм был выполнен строго, в традициях поморцев: стены моленной, лишенные росписей и иных украшений, гладко оштукатурены и окрашены белой клеевой краской. Глаз отдыхал на этом широком, полном воздуха и света пространстве. Тем рельефнее выделялись три резных иконостаса из серого дуба в древнерусском стиле (работа мастерской Д.В.Дудакова по рисунку архитектора), устроенные, за отсутствием у поморцев алтарей, непосредственно на капитальных стенах и уставленных в пять ярусов иконами старинного письма. Около двухсот пятидесяти икон, частично взятых из старой моленной на Лиговке, частично закупленных в Москве и Нижнем Новгороде, разнокалиберностью своего размера еще больше усиливали впечатление старины для глаза петербуржцев, привыкшего к обычному ранжиру иконостасов по линейке.

Почти все иконы первого (местного) яруса среднего иконостаса представляли собой весьма редкие экземпляры древнего новгородского и псковского письма. Среди прочих ярусов и на клиросах имелись образцы письма московского и корсунского. Между древними образами размещались (преимущественно в верхних ярусах) иконы с изображениями апостолов, пророков и праотцев, написанные уже в начале XX века, но с соблюдением непременного условия: чтобы стиль письма был сохранен древний и чтобы иконописцами были исключительно члены общины. Эти иконы были написаны братьями Сусловыми.

Кроме иконостасов, в тех же серых тонах из резного дуба были выполнены клиросы, киоты и пристенные скамьи. Хоругви и бронзовые, под старое серебро, паникадила изготовила московская фабрика Оловянишникова в духе древнерусских образцов по рисункам архитектора и художника С. И. Вашкова. Согласно требованиям общины, освещение, производимое лишь с помощью восковых свечей, менялось среди служб, весьма продолжительных. Во избежание необходимости пользоваться зажигательными шнурами, лестницами и прочим, паникадила были снабжены противовесами, помещавшимися в центральной главке, и могли опускаться и подниматься одним человеком без особых усилий.

В церковь вели два входа с двумя совершенно изолированными друг от друга вестибюлями для мужчин и женщин. Между вестибюлями располагался притвор для лиц, временно лишенных молитвенного общения с прочими членами согласия. От храма он отделялся стеклянной створчатой дверью, которая в случае надобности могла раскрываться во всю ширину арки, соединявшей притвор с церковью. Для лиц же, принадлежавших к другим конфессиям, были устроены хоры, как бы в виде отдельного теремка. Помещаясь в самом храме, они совершенно были от него изолированы особым потолком и стеклянными створами в лицевой стенке.

Пол храма был паркетный, оконные переплеты — металлические, двери — из дуба с грубым кованым прибором из железа. Одна из таких дверей (с северной внутренней стороны храма) была обита красной медью древнего рисунка с врезанными в нее образами в серебряных ризах.

Храм был снабжен центральным водяным отоплением с регулированием температуры при помощи термостатов (отопление устроила фирма «Држевецкий и Езиоранский»). Котел и камера для нагревания и увлажнения воздуха помещались в подвале, откуда нагретый воздух подавался в батареи по каналам. Вытяжки, устроенные в верхнем куполе среднего барабана, были выведены наружу по сторонам венчающей его главки.

Звонница помещалась над галереей, соединявшей храм с пристройкой, на высокой стенке, параллельной улице. Она была увенчана тремя арками на 6 колонках, в прорезях между которыми и помещались колокола.

С северной стороны храма была пристроена отдельная часовня для отпевания покойников, а в прилегающих флигелях располагались училище, детский приют, богадельня, кухня, общая трапезная, свечная мастерская и квартиры семейных клирошан.

Через год с небольшим после закладки, 22 декабря 1907 г., состоялось освящение церкви во имя Знамения Пресвятыя Богородицы. Храм на Тверской стал главным храмом староверов Петербурга, где не наблюдалось резкого разделения братских старообрядческих согласий. В 1906 г. представители петербургских и московских купцов-староверов обратились к императору с общим прошением о возвращении икон и книг, изъятых при гонениях середины XIX в. По этому прошению храм на Тверской получил старинный напрестольный крест.

Община, обосновавшаяся в храме на Тверской, всегда стремилась к братскому во Христе единению со всеми прочими единоверными обществами и приходами, ее представители участвовали во многих христианских съездах, соборах. Община обладала обширной библиотекой, в которой имелся полный круг богослужебных книг, множество учительных святоотеческих книг, поморских рукописей. Богослужение в храме совершалось с большой торжественностью и было, по воспоминаниям очевидцев, чрезвычайно благолепно. Думая о потомках, руководство общины разместило на специальных памятных досках у входа в храм его краткую историю, изготовило прекрасный фотоальбом со снимками внешнего и внутреннего вида здания.   

Братская кухня по желанию прихожан изготовляла поминальные обеды. В братских трапезных могли сесть за стол одновременно около двухсот человек. При надобности тотчас за первой обедала вторая смена, а в исключительных случаях – и третья.

С началом войны 1914 г. при общине был учрежден лазарет для раненых на 20 человек. Также община оказывала денежную помощь матерям и семьям христиан-поморцев, призванных на войну.

После революции 1917 г. для храма наступили тяжелые годы. Власти постоянно искали повода для закрытия храма. Сначала увеличивали налоги, и приходилось особенно призывать прихожан к пожертвованиям, составлять письменные воззвания с целью поддержания общины. Но это не помогло. В 1933 г. храм был закрыт, а здание попало в ведение Министерства автомобильной промышленности, подверглось капитальной внутренней перестройке и было приспособлено под промышленное предприятие. В 1990-х годах после упразднения Минавто храм фактически был отдан в собственность коммерческой структуре.

В этом году храм на Тверской был, наконец-то, передан его законным владельцам — Невской старообрядческой поморской общине города Санкт-Петербурга, которая займется теперь его возрождением.

Кирилл КОЖУРИН,
Татьяна КОЖУРИНА
.

 P.S. 13 декабря 2004 г. в храме на Тверской состоялся еще один молебен — на этот раз молебен Честному Животворящему Кресту Господню был отслужен силами участников Слета петербургской молодежи, проходившего 12–13 декабря.


Храм на Тверской. 1912г.

Внутреннее убранство храма. 1930-е годы.

Причт. Начало XXв.

После молебна 10 декабря 2004 года.

 


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.