1



Памятные даты в январе. Продолжение, ч.3-я.


100 лет назад, 15 января 1907 г., Новгородским губернским правлением была зарегистрирована Ляковская старообрядческая община, 18 января – Дубская старообрядческая община (Крестецкого уезда), 22 января – Добростская старообрядческая община (Крестецкого уезда), а 30 января – Спасово-Шапкинская (Пачевской волости) и Спасово-Демидовская старообрядческие общины.

По преданию, на территорию Маловишерского района Староверие принесла лет двести назад некая карелка. (Народность «тверских карелов», проживающая вблизи границы Тверской, Новгородской, Вологодской и Ленинградской областей – полностью были староверы.) Со временем образовались общины, которых в районе было три: в деревнях Дубки (ранее и назывались «Корельские Дубки»), Нароново, Полище.

Вдоль реки Мсты на живописном берегу стоят три деревни – Дубки, Горки, Барашиха, и сейчас в основном населенные староверами. Рассказывают, что императрица Екатерина II, путешествуя по Мсте и раздавая имения своим вельможам, в этом месте задремала, и деревни остались свободными. Здесь не было крепостного права. Украшенный прекрасной колокольней, деревянный храм Дубско‑Покровской общины был главным храмом района. Построенный в XIX в., горевший и восстановленный, с особо почитаемой чудесно обретенной иконой Богородицы Одигитрии. При храме была трапезная, кормились нищие безродные, «приживахи». Его удалось сохранить в 30‑е годы, вновь открыть после войны, но в 1953 г. все же власти его закрыли, превратив в колхозный молокозавод, а затем – в склад. Обезглавленная колокольня и сейчас возвышается над Мстой.

В 1993 г. была сделана попытка восстановить общину. Условия есть, деревни не малолюдные. Организовали учредительное собрание, зарегистрировали общину. Но дальше дело не пошло, храм не восстанавливается, а местные християне спокойно продолжают заниматься своими мирскими делами.

Причт Дубско-Покровской моленной, 1920-е гг

Остались в памяти людской умерший до войны отец духовный Сава, головщик Федор Михайлович Михайлов, участник II Всероссийского Собора 1912 г., Иван Николаевич Николаев, только благодаря крайне преклонному возрасту избежавший репрессий 30‑х годов, погибшие в годы репрессий члены «двадцатки» Максимовы Федор, Петр, Павел Александровичи, головщик Владимир Васильевич Васильев. Последнее время перед закрытием служили Демидова Варвара Федоровна, Павлов Федор Павлович, певчие Семенова Анна, сестры Михайловы. В 1952 г. похоронили последнюю «солевую» певчую Анисию Прокофьевну Васильеву.

Особо следует сказать о Петре Ефимовиче Данилове (1907–1986). Опытный причетник Дубско‑Покровской общины, претерпевший репрессии за организацию служб, высланный с семьей в Норильск, по возвращении из ссылки он организует регулярную соборную службу у себя дома на ст. Мстинский Мост. Во многом благодаря ему и сейчас его ученики, дети, последователи продолжают регулярное соборное служение на ст. Бурга, его авторитет и как высоконравственного християнина, и как знающего служителя и поныне непререкаем.

В деревне Нароново после войны общину восстановить не удалось, молились по домам, пока было кому. Долгое время старостой‑наставником в Наронове был Василий Иванович Уличев (1870–1965). Начетчик, преподаватель Закона Божия, он прожил долгую жизнь, служил в Екатеринбурге, работал управляющим у помещика, был отцом большой многодетной семьи. Многократно выступал на собеседованиях с никонианскими миссионерами в начале века, имел большую библиотеку, поддерживал связи с известными наставниками того времени, в частности с Н. М. Розановым.

Его сохранившиеся многочисленные рукописные тетради содержат помимо традиционных для начетчика «указателей» – ссылок на Писание по тем или иным вопросам, целую серию собственных сочинений «Деревенские беседы с безбожником». Последовательно, используя и Писание, и здравый смысл, и доводы наук, автор опровергает безбожие. Но ответом безбожия были репрессии... Во время массовых арестов В.И.Уличев несколько месяцев жил в лесу. Благодаря коллективному письму деревенских жителей его не сослали, но он всю жизнь ждал, что за ним придут. В.И.Уличев был активным сторонником наречного пения, и внедрил его в Нароновской общине (во всех остальных общинах Новгородской области пение наонное).

В деревне Полище в довоенное время была община с храмовым праздником пророка Илии. Руководил наставник Василий Трофимович Трофимов и Федор Дмитриевич.

(По материалам статьи В.В. Шамарина «Староверие в Новгородской области» // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1999 год. М., 1998)

12 января 1907 года Витебским губернским правлением была зарегистрирована Витебская (1 и 2-й части) старообрядческая община безпоповского поморского согласия, 16 января – 1-я Двинская старообрядческая община безпоповского поморского согласия (на новом строении), 24 января – 2-я Двинская старообрядческая община безпоповского поморского согласия (на старом форштадте).

В XIX – начале XX вв. практически все русское население обширной Витебской губернии (в которую тогда входила не только территория современной Витебской области, но и часть Латвии, и юг Псковской области) исповедовало Древлеправославие. На начало XX в. староверы составляли примерно 13 % от населения Витебской губернии. Изданный императором Александром III закон от 3 мая 1883 г. разрешал старообрядцам свободно перемещаться и возрождать свои культовые здания. В 1888 г. в Витебской губернии насчитывалось 43 старообрядческих церкви и моленных. В одном только Полоцком уезде 5308 старообрядцев были объединены в восемь общин: Шматовскую, Сидоровщинскую, Заборскую, Желудовскую, Латковскую, Жарецкую, Полоцкую, Яковлевскую и имели одну церковь и пять моленных. Неуклонно росло количество старообрядцев. Если в 1886 и 1887 гг. в Витебской губернии проживало 74 тысячи старообрядцев, то в 1912 г. – уже 92374. До 1905 г. староверы проживали в 94 населенных пунктах Витебского, в 26 – Городокского, 31 – Лепельского, 164 – Полоцкого уездов губернии. В 1907 г. старообрядцы Витебской губернии были объединены в 50 общин. В городе Витебске было 4 общины, в Витебском уезде – 4, в Полоцке – 4, в Полоцком уезде – 6, в Лепельском – 2. В это время в губернии проживали поповцы и безпоповцы. Поповцы делились на белокриницких и беглопоповцев, причем белокриничников было всего около 86 душ обоего пола. Беглопоповцев в Витебске, а также в Витебском и Городокском уездах насчитывалось 875 душ обоего пола. Безпоповцы составляли подавляющее большинство в губернии. Они делились на филипповцев и федосеевцев. Филипповцев было 3750 душ обоего пола, федосеевцев – более 68 тысяч человек. Уже с конца XIX в. намечался переход федосеевцев на позиции поморского брачного согласия. В 1905 г. духовным наставником Витебской федосеевской общины был избран мещанин Осип Тимофеевич Гусаков. В 1906 г. духовными наставниками в Витебском уезде были избраны: в Гришановской общине – Григорий Фадеевич Давыдов, в Подлазниковской – Леон Александрович Рыжков, в Краснопольской – Михаил Егорович Голащев, в Худеневской – Григорий Афанасьевич Ильин; в Полоцком уезде: в Сидоровском приходе – мещанин Прокофий Егорович Табуков, в Заборовском – бывший купец Афиноген Васильевич Рубин, в Латковском – мещанин Тимофей Федорович Табунов, в Шматовском – мещанин Архип Ульянович Мисурагин, в Желудовском – крестьянин Евстафий Федорович Федиев, в Жарецком – мещанин Василий Петровчи Зуев. В городе Полоцке общину возглавил мещанин Иларион Григорьевич Гусаков. В Лепельском уезде духовными наставниками избраны: Константин Киприянович Соколов и Прокофий Архипович Раввин.

1-я Двинская (ныне – Даугавпилсская) Новостроенская община ведет свою летопись с 1905 г., когда группа старообрядцев возбудила вопрос о строительстве храма. Его фундамент был заложен в 1908 г. Будущий храм освятили во имя Рожества Пресвятыя Богородицы и Св. Николы. С тех пор эти два праздника для общины – храмовые. Благодаря пожертвованиям строительство храма заметно продвинулось, но возникли внутренние препятствия, затем началась Первая мировая война и работы прекратились. Они были продолжены лишь в 1920-х гг. Существенную материальную помощь Новостроенской общине оказало правительство Латвии. 22 сентября 1928 г. состоялось освящение нового храма. Торжество собрало многих прихожан и гостей, среди которых было около 30 наставников, председатель Центрального комитета по делам старообрядцев Латвии И.Колосов и два депутата Сейма Латвии от старообрядцев – М. Каллистратов и Г. Елисеев. Слова приветствия и благодарности произнесли председатель Новостроенской общины С. Щербаков, наставники М. Власов, А. Екимов, Ф. Кузьмин. С обретением храма изменилась к лучшему духовно-религиозная жизнь. Однако ее прервала Вторая мировая война. Летом 1941 г. храм полностью сгорел.

С 1941 по 1960 гг. служил духовный отец Д. Михайлов. Сразу после войны началось восстановление храма. Нелегкий труд возглавили наставник Д. Михайлов, председатель Новостроенской общины Г. Танаев, члены совета общины Е. Вавилов, Н. Куракин. Пришла поддержка из других общин. Поморцы Москвы передали для храма ценные иконы. Вильнюсский изограф И. Михайлов обновил иконостас. Позже здание храма ремонтировалось, обустраивалось, к чему немалые старания приложили председатель совета общины Ф. Куприянов, С. Васильев. Этот храм – крупнейший среди храмов Даугавпилса и представляет собой замечательный памятник архитектуры, отражающей черты древнерусского зодчества. В 1966 г. в храме произведен необходимый ремонт и увеличен иконостас; имеются иконы XVI-XVII вв. В нем регулярно совершается годичный круг богослужений, исполняются требы прихожан. Преемником наставника Д. Михайлова стал духовный отец Павел Жемчугов (1960-1966). Затем служили наставники Иоаким Алексеев (1967-1974), М. Баранов (1975-1977), Петр Лукьянов (1977-1988) и с 1 января 1989 г. А. Жилко. Летом 1988 г. торжественно отмечалось Тысячелетие Крещения Руси, а также 80-летие храма. К этому празднику в храме создан превосходно оформленный иконостас.

При храме располагается небольшая часовня. Она построена в 1993 г. на пожертвования прихожан и в том же году освящена. В часовне осуществляется заупокойное чтение Псалтыря. Здесь также служатся молебны и панихиды, выполняются другие требы прихожан. С историей храма неразрывно связаны имена причетниц Л. Апехиной, Е.Григорьевой, В.Куликовой, Т.Леоновой, X.Соловьевой. 17-18 июля 1995 г. и 24-25 июля 2006 г. в храме Новостроенской общины состоялись соборы ДПЦ Латвии. Община, ведомая наставником и с 1991 г. председателем совета общины А.Н.Жилко, уделяет постоянное внимание воспитанию молодых клирошан. Решением совета общины от 1 февраля 1997 г. создан старообрядческий молодежный хор «Воскресение», проводится обучение детей церковнославянской грамоте. С самого начала возникновения молодежный хор активно выступает на мероприятиях своей общины, фестивалях духовной музыки в Даугавпилсе и за его пределами. В 2000-2003 гг. хор выезжал в Ольштын (Польша), выступал в Причудьи, Таллинне, Тарту (Эстония). Хор – неоднократный лауреат международных певческих фестивалей. Ежегодно община издает книжку-календарь. В 1996-2001 гг. Новостроенская община издавала свой Старообрядческий Церковный Календарь. С весны 2000 г. молодые причетники общины издают непериодическое газетное издание «Щит веры».

2-я Двинская (Даугавпилсская) Старофорштадтская община существует с конца XVIII в. Первый молитвенный дом находился на берегу озера Шуню. Он упоминается в хронике строительства Динабургской крепости (1810); закрыт царскими властями в 1855 г. Согласно архивным данным, в 1861 г. старообрядцы выстроили новую моленную (возможно, на самом деле возобновили моления в закрытой моленной), в период восстания 1863 г. в Польше и Литве начали проводить моления. Известно, что здание нынешнего храма построено в 1889–1890 гг. взамен обветшавшего старого. Ходатайство о выделении земельного участка было подано властям еще в 1874 г. В 1906 г. прихожане Старофорштадтской общины возвели звонницу с четырьмя колоколами. Во время Первой мировой войны (1915) иконы, церковная утварь, колокола были отправлены в Россию, а в 1929 г. – возвращены. 5 октября 1930 г. состоялось освящение новой, каменной 18-метровой колокольни, о сооружении которой позаботился Е. Егоров. На богослужении присутствовали известные старообрядческие деятели М. Каллистратов, Г. Елисеев. Вторая мировая война, послевоенный период принесли тяжкие испытания. Нелегкими оказались и последующие годы. В 1976 г. пожар уничтожил почти все иконы. Уцелела лишь икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками. Стараниями прихожан, председателя общины К.Ф. Васильевой был осуществлен ремонт храмового строения, восстановлен иконостас. 31 октября 1990 г. (тогдашний наставник – М. Поддубников) Старофорштадтская община торжественно праздновала 100-летие освящения своего Николо-Покровского храма. Среди гостей были старейший пастырь А. Волков, духовный хор РГСО, причетники других общин Даугавпилса. После молебна была совершена заупокойная лития по почившим наставникам и причетникам, состоялся крестный ход. С 2000 г. наставником служит Т.Е.Кудряшов.

(По материалам монографии А.А. Горбацкого «Старообрядчество на Белорусских землях» (Брест, 2004)
и словаря В. Барановского и Г. Поташенко «Староверие Балтии и Польши» (Вильнюс, 2005))

16 января 1907 г. виленским губернским правлением была зарегистрирована Митрофановская (ныне – Жемайтельская), Виленского уезда, старообрядческая община.

Митрофановская (Жемайтельская) община была основана не позже 1876 (или в 1877) г. в деревне Митрофановка (Виленского уезда Виленской губернии; ныне деревня Жемайтеляй, Вильнюсский район Литвы). С 1897 по 1930 г., с перерывом на период Первой мировой войны, служил наставник Трофим Калинович Лепёхин; со времени регистрации Жемайтельской общины (тогда Митрофановской) в 1907 г. председателем совета был Федор Сосновский. Оба были участниками Съезда старообрядцев Северо-западного края в Вильне (1906). В 1914 г. община приступила к постройке нового храма – заложен фундамент, заготовлены материалы, но с началом русско-германской войны его постройка прекратилась. Во время войны многие старообрядцы Жемайтельской общины, как и другие жители края, ушли на восток – вглубь России, в Оренбург. Через три-четыре года вернулись в родные места. После 1920 г. Жемайтельская община находилась в границах тогдашней Польши.

Около десяти лет прихожане молились в частном доме. Наставники Т. К. Лепёхин и Ефим Яковлевич Пуриков участвовали в 1-м Всепольском старообрядческом съезде в Вильнюсе (1925). Памятным событием явилось завершение строительства и освящение во имя Св. Николы нового деревянного храма (ок. 1928). В Жемайтельской общине (тогда Митрофановской) служили Федор Артемьевич Демидов (1930–1938?), после него в 1938 г. наставником стал молодой 30-летний П. П. Панкратьев (1938–1944?), бывший курсант Литовских старообрядческих духовных курсов в Каунасе; председателями совета были Исай Лепёхин, П. К. Степанов, С. Н. Черников. В конце 1920-х гг. в Жемайтельской общине было 697 прихожан, в 1939 г. – около 1000. Духовный отец Ф. А. Демидов преподавал Закон Божий для детей старообрядцев в Колмотской польской школе. При Жемайтельской общине была открыта библиотека, в которой насчитывалось 285 книг (1936). Местные старообрядцы занимались главным образом земледелием, среди них было немало середняков (владели 18–25 га земли); другие были плотниками, каменщиками, наемными рабочими.

В период немецкой оккупации и в послевоенные годы пострадали многие прихожане Жемайтельской общины. В 1944 г. часть мужчин была мобилизована в советскую армию, некоторые погибли на фронте. Среди них – В. Романов и др. После 1944 г. семья Мякинкова (из-под Гедрайчяй), А. Мурашов и другие были вывезены в Сибирь. В начале 1950-х гг. антирелигиозная пропаганда нередко перерастала в оскорбления и угрозы со стороны местных политагитаторов, на что наставники через ВСС жаловались уполномоченному СДРК в Литве. Так, агитатор политического отдела Пабяржской МТС Кирюхина прямо выражала наставнику П. Е. Орлову свое отношение к религии и верующим: «Все попы – обманщики, выматывают (выманивают) от народа деньги, а вы, верующие, все верите этим врагам народа».

В конце 1940–1980-х гг. постепенно, но неуклонно сокращалась численность прихожан: некоторых вывезли в Сибирь, другие бежали от коллективизации, переселились в города, прежде всего в Вильнюс. В 1949 г. Жемайтельская община насчитывала до 650 прихожан, в 1997 г. – около 50. В 1950-х гг. в деревне Жемайтеляй было около 45 усадеб, в 1997 г. – до 10. Наставниками были Паисий Евтихиевич Орлов (1943? – 1952?), И. К. Пеганов (1952–1954?), заместителем наставника – Кирил Иванович Ломтев (1955 – ?), Семен (Симеон) Никифорович Черников (1960–1970-е). С 1982 г. Жемайтельскую общину обслуживал и. о. наставника О. В. Корабликов, в 1985 г. благословлен в наставники, служил также в Гайлюнской общине. В 1970-х гг. председателем совета Жемайтельской общины был Симеон Никифорович Черников, участник Собора Старообрядческой Поморской Церкви 1974 г. в Вильнюсе. Начиная с 1980-х гг. активизировалась небольшая группа прихожан. В начале 1990-х гг. храм отремонтирован на средства общины. Дальнейшему подъему Жемайтельской общины препятствует ее малочисленность, отсутствие постоянного наставника. К тому же, после четырех краж храм остался без большинства икон и богослужебных книг. Ныне Жемайтельскую общину, как и ближайшую Масалишкскую общину, обслуживает и. о. наставника Родион Вавилович Кузнецов. Председатель совета – Василий Лепёхин. 28 февраля 2002 г. прихожане В. Лепёхин и Р. Кузнецов участвовали в соборе ДПЦ в Вильнюсе.

Два старообрядческих кладбища находятся в деревне Жемайтеляй (основано, по-видимому, в конце XIX в.) и Пурнушки. На Жемайтельском кладбище сохранились старые заброшенные надгробия.

(По материалам словаря В. Барановского и Г. Поташенко

«Староверие Балтии и Польши». Вильнюс, 2005)

31 января 1907г. Ковенским губернским правлением были зарегистрированы Ковенская (ныне – Каунасская) старообрядческая община и Кирилинская, Новоалександровского уезда, Ковенской губернии, старообрядческая община.

Каунасская община является одной из крупнейших поморских общин в балтийских странах. Она имеет богатую историю. Община основана, видимо, в начале ХIХ в. Однако в 1860 г. царские власти превратили старообрядческую моленную в единоверческую церковь, а позже – в новообрядческую. Лишь после манифеста 17 октября 1905 г., впервые предоставившего староверам в Российской империи свободу вероисповедания, инициативная группа во главе с А. Лущином получила официальное разрешение на возведение своего храма. С апреля 1905 г. по май 1906 г. местные староверы построили каменный храм с колокольней. Первым его наставником был Афанасий Селюгин.

В 1920–1930-е гг. Каунасская община была главным религиозным центром поморцев Литвы, значительным духовным центром в странах Балтии. В это время в Литве была хорошо организована старообрядческая общинная жизнь, что во многом являлось заслугой Каунасской общины. В 1922–1938 гг. в Каунасе прошло 8 Вселитовских съездов старообрядцев, заседал Центральный Старообрядческий Совет и Духовная комиссия Литвы. С 1926 г. действовала библиотека, организовывались различные религиозные и культурные мероприятия. В 1928 г. открыта школа церковно-солевого пения, в 1930 г. – трехкомплектное училище (около 200 учеников). Важным событием стало проведение в 1931–1933 гг. в Каунасе Литовских духовных старообрядческих курсов. В это время Каунасская община выдвинула известных деятелей Староверия – братьев Василия и Ивана Прозоровых, которые в разное время были председателями ЦСС Литвы, председателя Духовной комиссии Николая Козловского, который с 1918 по 1950 гг. был наставником общины, заместителя председателя ЦСС Литвы и члена Сейма Евстихия Ерина.

С 1950 по 1991 гг. наставником в Каунасской общине был о.Иосиф Никитин. Его неутомимая энергия объединила многих прихожан и сделала в конце 1960–1980-х гг. общину важным центром Староверия в тогдашнем СССР. С 1966 г. о.И.Никитин был председателем Духовной комиссии и членом Высшего Старообрядческого Совета Литвы. Он был одним из авторитетнейших духовных отцов и видных деятелей поморского Староверия. В 1991–2001 гг. в общине служил о. Владимир Панцырев, а с 2001 г. по настоящее время служит о. Иоанн Федоров.

22 мая 2006 г. в Каунасской старообрядческой общине торжественно отмечали 100-летие своего храма, освященного во имя Святителя Николы Чудотворца. К этому событию община готовилась заранее.

По словам председателя общины Федора Пономарева, община на свои средства сделала капитальный ремонт крыши храма, обновила внутреннее помещение храма, покрасила ее звонницу и поменяла кресты на куполах. При поддержке самоуправления Каунаса церковный двор у западной части храма был вымощен плитками. К юбилею храма вильнюсский иконописец Георгий Яковлев написал большую, во весь рост, икону Святителя Николы Чудотворца. Это был дар общине ее председателя Ф. Пономарева и его сыновей – Олега и Игоря. 21 мая во время праздничного богослужения икона была освящена. Новая икона украсила фасад храма.

22 мая 2006 г. храм Каунасской старообрядческой общины огласил город праздничным перезвоном своих колоколов и созвал прихожан и гостей на молебен в честь 100-летнего юбилея своего храма. На торжество прибыли наставники из других старообрядческих общин: о. Иоанн Ефишов (Вильнюс), и.о. д.н. Григорий Бояров (Вильнюс), о. Тимофей Семенов (Укмерге), о. Евгений Лебедев (Клайпеда). На клиросе служили местные клирошане и гости из Вильнюсской, Зарасайской, Клайпедской, Укмергской и других общин Литвы. Гостей и прихожан собралось так много, что храм не вмещал всех присутствующих. Всего на службе присутствовало около 600 человек.

Торжественный молебен завершился крестным ходом и поздравлениями Каунасской общине и ее наставнику. С юбилеем общину поздравляли председатель Духовной комиссии Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и наставник Вильнюсской общины о.Иоанн Ефишов, председатель совета Укмергской общины Арсений Никитин, представители Зарасайской общины Фетинья Куракина и писатель Василий Барановский, а также другие духовные и светские лица. Поздравления и подарки от имени общины принимали наставник о. Иоанн Федоров и председатель общины Ф.Пономарев. В своем выступлении Ф.Пономарев коротко рассказал о прошлом общины, о проделанной работе во время подготовки к празднику. Он поблагодарил всех тех, кто внес свой посильный вклад в это торжество, а также присутствовавших на этом празднике прихожан и гостей.

Фотограф А. Петрашюнас у храма сделал фотографии многих участников торжества, наставников и причта общины с ее наставником. Затем состоялась праздничная трапеза, в которой приняли участие члены общины и гости. Прихожане и гости покидали Каунасский храм с глубоким чувством благодарности за хорошо организованный праздник, за доброе внимание.

Богослужение в Каунасском храме снимало Литовское телевидение и радио (программа «Христианское слово»). Торжество также запечатлел фотокорреспондент газеты «Kauno diena» Е. Катинас.

(По материалам статьи Г. Поташенко «100-летие Каунасского старообрядческого храма» // Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2007 год. М., 2006)

Также в этом месяце исполняются столетние юбилеи еще нескольких старообрядческих общин:

18 января 1907 г. Уфимским губернским правлением была зарегистрирована Метелинская община старообрядцев поморского согласия.

20 января 1907 г. Московским губернским правлением была зарегистрирована Некрасинская старообрядческая община последователей феодосиевского толка безпоповцев-единоверцев Преображенского богаделенного дома.

30 января Петербургским губернским правлением были зарегистрированы Лавниская старообрядческая община поморского согласия и Морозовская старообрядческая община поморского согласия во имя св. великомученика Георгия Победоносца.

Рубрику "Памятные даты" ведет Кирил Кожурин


При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.