Карелия - леса, озёра,
реки... Петровские заводы,
Медвежьегорск (столица
Беломоро-Балтийского
канала), Марциальные Воды,
Кижи, Валаам...
Здесь подвизались русские
подвижники и святые. Эти
места укрывали бесчисленное
множество остальцев древлего
благочестия, и в конце 17
века здесь было основано
Выго-Лексинское
общежительство - Северный
Иеросалим (на территории
нынешнего Медвежьегорского
района), который стал
оплотом всех
придерживающихся Старой Веры
в Российской империи
живущих.
С 3 по 8 октября группа
причетников Невской общины
совершила паломническую
поездку на Выг, в деревню
Данилово.
На протяжении почти 150 лет
киновия на Выгу реце
являлась культурным
продолжением дониконовской
Руси. Всё начиналось с нуля.
Среди лесов и пустынных мест
постепенно появлялись
часовни, хозяйственные
постройки, спустя ещё
некоторое время, при
стечении ревнителей
благочестия, мужская и
женская обители, отстоящие
друг от друга на 20 вёрст.
Затем и в окрестных селениях
селились семейные люди,
воздвигались часовни,
строились скиты.
Можно было просто молиться
по лестовке или псалтырью,
считать себя последними
христианами-староверами,
«посыпать главу пеплом» и
отрекаться от мира... Но
нет! Не только не были
утеряны иконопись,
Богослужение, знаменное
пение и другие элементы
церковной культуры, но и
получил совершенство
бессвященнический чин
Богослужения, который,
впрочем, практически
применялся и до раскола на
Русском севере, а традиции
Поморской иконописи,
заставок к певческим книгам,
орнаментов дошли до наших
дней. Отцами был разработан
«Поморский устав» обители
иже на Выгу-реце.
Это прекрасный урок для всех
нас, потомков и ревнителей
истинной «Старой» Веры. Не
стоит закапывать голову в
песок, как страус, и на
каждом углу проповедовать
скорую кончину сего мира, -
это не в духе наших предков,
поморских отцов. Не зря
говорили: «Землю паши, но и
рубашку на смерть шей».
Время и люди – вот причины
потери Поморской Фиваиды. На
данный момент, с помощью
Христолюбцев, построены
часовня на «горке»,
поклонный крест, жилые
помещения с молельной
комнатой, подсобные и прочие
хозяйственные постройки.
Пребывая на этой святой для
нас земле, невольно
представляешь часовни,
«мёртвую» горку,
монастырскую ограду... и
конечно же самих
подвизающихся, которым не
было безразлично, как
молиться. Почитая память
отцов и братии наших,
духовно соединяемся с ними в
молитвах и молениях наших,
стараемся подражать и
ревновать их житию, трудам и
подвигам, насколько от нас
это возможно, каждый по мере
своих сил. И Господь да
умножит число желающих
подвизаться для спасения
души, а возможно и принять «мнишеский
чин» - Ангельский образ.
Ныне Данилово – обыкновенная
деревушка, каких в России не
счесть. Связь по таксофону,
хлеб в автолавке три раза в
неделю, магазинчик в
соседнем селе Огорелыши.
Имеется даже освещение
главной улицы-«бродвея»,
приветливые люди, однако
староверов здесь уже нет.
После разрушения обители тут
специально были расмещены
переселенцы-никониане.
А во время оно на небольшом
суземке жило около двух
тысяч християн и с десяток
иночествующих. Жизнь по
уставу, по чину уменьшает
количество пороков, но с
искушениями встречаешься и
наедине в келии, и там для
борьбы с ними положено
келейное правило.
В Данилово, помимо
вседневных молитв, мы
отмолились вселенскую
панихиду, прочитали Синодик,
и молебен преподобному
Александру Свирскому, нашему
северному Святому.
Помолились Богородице и
отправились «во своя си».
А.Н. Лавренов