29.02.06
28 февраля 2006 г. в
Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом музее открылась
выставка под названием «Хранители древлего благочестия: Традиции
российского старообрядчества в XIX–XX
вв.». Нужно отметить, что в Петербурге, всемирно известном
городе музеев, где собраны уникальнейшие коллекции
старообрядческого искусства и книжности, выставка на тему
староверия проводится впервые! В подготовке и открытии выставки
активное участие приняли члены Невской Старообрядческой
Поморской общины.
Открытие этой уникальной выставки состоялось в четыре часа дня в здании
музея
на площади Искусств. Приятно удивляло достаточно большое количество
петербургской интеллигенции и обилие тележурналистов, внезапно
проявивших интерес к древлему благочестию. На открытии можно было
увидеть и представителей старообрядчества.
Перед собравшимися гостями выступил автор проекта выставки и
руководитель коллектива д.и.н. Александр Борисович Островский. В
своем слове он подчеркнул, что после раскола Русской Православной
Церкви не менее одной десятой части русских, не принявших реформ
Никона, оказались вне социально-политического процесса формирования
державной нации, сначала были приравнены к преступникам, а позднее –
ущемлены в своих правах. Такой же дискриминации подверглись коми и
карелы, отвергшие никоновские нововведения. К началу
XX
в. (а представленные на выставке экспонаты относятся, в основном, к
XIX–XX вв.)
российское старообрядчество представляло собой совокупность
этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел,
которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола.
Различными были и пути формирования тех или иных групп
старообрядчества. Группа возникала или из местного населения, не
принявшего церковные реформы, – как, например, в Олонецкой губернии,
Области Войска Донского, или из тех, кто переселился, укрываясь от
гонений, – Костромская, Нижегородская губернии, Урал, или в
результате насильственного переселения – в Забайкалье, на Алтай. В
традиционно-бытовой культуре каждой группы старообрядцев выделяются
два аспекта ее специфики: нормы и предметный мир христианского
благочестия, каким его понимали и сохраняли; особенные черты в
занятиях, костюме, повседневном семейном быту, обусловленные
стремлением старообрядцев сохранить прежние формы, соответствующие
времени, месту исхода или же характерные для данной местности, но
более архаичные (находясь ближе к своим истокам примерно на
полстолетия), чем у соседствующего с ними населения. В
старообрядческой среде вплоть до конца
XX в. поддерживались традиционные представления о благочестивом
православном облике и формах его передачи от поколения к поколению.
В заключении Александр Борисович отметил, что создание данной
выставки стало возможным благодаря поддержке со стороны
петербургских поморцев.
Затем выступил духовный наставник Невской Старообрядческой Поморской
общины о.Владимир (Владимир Викторович Шамарин). В короткой, но
содержательной речи он поведал о роли старообрядчества в сохранении
памятников и традиций древнерусской культуры, в особенности же – о
роли поморского староверия, которое в силу исторических причин
сумело сохранить эти традиции в их наибольшей чистоте. Также В.В
Шамарин рассказал о сегодняшней жизни поморской общины Петербурга,
имеющей в городе уже три прихода (Рыбацкий, Коломенский и Тверской),
и о сохранении современными старообрядцами традиций древлего
благочестия.
После этого о.Владимир представил организованный при Воскресной школе в
Рыбацком молодежный хор под колоритным названием «Аненай»,
подчеркивающим особенности именно старопоморской певческой традиции,
сохраняемой в общине (так называемые «аненайки» – способ
мелодического украшения знаменного пения, пришедший на Русь в
древности еще из Византии и передающий не что иное, как таинственное
ангельское пение). о.Владимиром было отмечено, что хор исполняет
богослужебные песнопения только в стенах храма. Поэтому перед
гостями были исполнены духовные стихи. Хор выступил на широких
ступенях парадной лестницы музея, непосредственно предварив само
открытие выставки. Певчие хора были облачены в красивые
древнерусские одежды, пошитые умелыми руками прихожанок. Мужской
состав хора спел известный «Стих об Иоасафе-царевиче», женский – «Агарь»,
а под конец все вместе спели своего рода гимн всех старообрядцев –
«Боярыню Морозову».
Первую экскурсию по выставке провели А.Б.Островский и сотрудник
Этнографического музея, прихожанин поморской общины А.А.Чувьюров.
Сама выставка имеет скорее этнографическую, чем историко-религиозную
направленность, и включает в себя несколько разделов. Она знакомит с
несколькими региональными традициями –Поморье, Печора, Урал,
Забайкалье, и общими для старообрядчества реликвиями православной
веры и обрядности – старинными иконами, медным литьем, резными
досками, намогильными крестами-голбцами, рукописными и печатными
книгами. Первое, что бросается в глаза при входе на экспозицию, –
огромный силуэт восьмиконечного креста, являющегося символом
Древлего Православия. В витринах широко представлены
старообрядческие костюмы разных регионов. Очень интересна и
разнообразна коллекция праздничных лестовок всевозможных форм и
расцветок. Особо следует отметить книжное собрание – здесь и
федоровский Апостол, и поморские певчие книги, и лицевые книги:
Сборник сочинений Андрея Денисова, Житие Александра Невского,
Григорьево видение и Житие протопопа Аввакума работы ярославского
иконописца А.А.Великанова. Уникальны экспонаты раздела, посвященного
тихвинским карелам-старообрядцам, среди которых подручник из шкурки
гагары.
В
подготовке выставки, посвященной бытовой культуре старообрядчества,
принимали участие коллектив Российского Этнографического музея –
О.Г. Баранова, Т.А.Зимина, Д.К.Маевский (художник, автор
дизайн-проекта), А.Б.Островский (автор проекта выставки,
руководитель коллектива), О.М.Фишман, А.А.Чувьюров; Государственный
Музей истории религии – О.И. Коробко, З.А. Лучшева, Г.А. Ченская;
Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) – Г.В.Маркелов.
Фотографии к выставке изготовили А.Л.Берман, А.В.Жиров, монтаж
выставки произвели А.М.Даниэль, Т.П.Дрозд, Д.К.Маевский,
С.И.Савастьянов. Консультант Невской общины - А.В.Ларионов.
Хранитель выставки – С.Б.Павлов.
К
открытию выставки был выпущен красочный, со вкусом и любовью
оформленный буклет, который получили в подарок все пришедшие гости.
Открытие прошло в теплой, доброжелательной атмосфере. После
проведенной экскурсии гости еще долго не спешили расходиться – до
самого закрытия музея.
Выставка «Хранители древлего благочестия» продлится недолго – около
месяца, до первого воскресенья апреля, так что спешите побывать.
Кирил и Татиана Кожурины
|
|
|
|
Буклет выставки |
Открытие выставки |
Хор Невской общины |
Первая экскурсия |
|
|
|
|
Экспозиция выставки |
|