1



Выставка в Российском Этнографическом музее


29.02.06

28 февраля 2006 г. в Санкт-Петербурге в Российском Этнографическом музее открылась выставка под названием «Хранители древлего благочестия: Традиции российского старообрядчества в XIXXX вв.». Нужно отметить, что в Петербурге, всемирно известном городе музеев, где собраны уникальнейшие коллекции старообрядческого искусства и книжности, выставка на тему староверия проводится впервые! В подготовке и открытии выставки активное участие приняли члены Невской Старообрядческой Поморской общины.

Открытие этой уникальной выставки состоялось в четыре часа дня в здании музея на площади Искусств. Приятно удивляло достаточно большое количество петербургской интеллигенции и обилие тележурналистов, внезапно проявивших интерес к древлему благочестию. На открытии можно было увидеть и представителей старообрядчества.

Перед собравшимися гостями выступил автор проекта выставки и руководитель коллектива д.и.н. Александр Борисович Островский. В своем слове он подчеркнул, что после раскола Русской Православной Церкви не менее одной десятой части русских, не принявших реформ Никона, оказались вне социально-политического процесса формирования державной нации, сначала были приравнены к преступникам, а позднее – ущемлены в своих правах. Такой же дискриминации подверглись коми и карелы, отвергшие никоновские нововведения. К началу XX в. (а представленные на выставке экспонаты относятся, в основном, к XIXXX вв.) российское старообрядчество представляло собой совокупность этноконфессиональных групп русского народа, а также коми и карел, которые возникли в течение более чем двух столетий после раскола. Различными были и пути формирования тех или иных групп старообрядчества. Группа возникала или из местного населения, не принявшего церковные реформы, – как, например, в Олонецкой губернии, Области Войска Донского, или из тех, кто переселился, укрываясь от гонений, – Костромская, Нижегородская губернии, Урал, или в результате насильственного переселения – в Забайкалье, на Алтай. В традиционно-бытовой культуре каждой группы старообрядцев выделяются два аспекта ее специфики: нормы и предметный мир христианского благочестия, каким его понимали и сохраняли; особенные черты в занятиях, костюме, повседневном семейном быту, обусловленные стремлением старообрядцев сохранить прежние формы, соответствующие времени, месту исхода или же характерные для данной местности, но более архаичные (находясь ближе к своим истокам примерно на полстолетия), чем у соседствующего с ними населения. В старообрядческой среде вплоть до конца XX в. поддерживались традиционные представления о благочестивом православном облике и формах его передачи от поколения к поколению. В заключении Александр Борисович отметил, что создание данной выставки стало возможным благодаря поддержке со стороны петербургских поморцев.

Затем выступил духовный наставник Невской Старообрядческой Поморской общины о.Владимир (Владимир Викторович Шамарин). В короткой, но содержательной речи он поведал о роли старообрядчества в сохранении памятников и традиций древнерусской культуры, в особенности же – о роли поморского староверия, которое в силу исторических причин сумело сохранить эти традиции в их наибольшей чистоте. Также В.В Шамарин рассказал о сегодняшней жизни поморской общины Петербурга, имеющей в городе уже три прихода (Рыбацкий, Коломенский и Тверской), и о сохранении современными старообрядцами традиций древлего благочестия.

После этого о.Владимир представил организованный при Воскресной школе в Рыбацком молодежный хор под колоритным названием «Аненай», подчеркивающим особенности именно старопоморской певческой традиции, сохраняемой в общине (так называемые «аненайки» – способ мелодического украшения знаменного пения, пришедший на Русь в древности еще из Византии и передающий не что иное, как таинственное ангельское пение). о.Владимиром было отмечено, что хор исполняет богослужебные песнопения только в стенах храма. Поэтому перед гостями были исполнены духовные стихи. Хор выступил на широких ступенях парадной лестницы музея, непосредственно предварив само открытие выставки. Певчие хора были облачены в красивые древнерусские одежды, пошитые умелыми руками прихожанок. Мужской состав хора спел известный «Стих об Иоасафе-царевиче», женский – «Агарь», а под конец все вместе спели своего рода гимн всех старообрядцев – «Боярыню Морозову».

Первую экскурсию по выставке провели А.Б.Островский и сотрудник Этнографического музея, прихожанин поморской общины А.А.Чувьюров. Сама выставка имеет скорее этнографическую, чем историко-религиозную направленность, и включает в себя несколько разделов. Она знакомит с несколькими региональными традициями –Поморье, Печора, Урал, Забайкалье, и общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности – старинными иконами, медным литьем, резными досками, намогильными крестами-голбцами, рукописными и печатными книгами. Первое, что бросается в глаза при входе на экспозицию, – огромный силуэт восьмиконечного креста, являющегося символом Древлего Православия. В витринах широко представлены старообрядческие костюмы разных регионов. Очень интересна и разнообразна коллекция праздничных лестовок всевозможных форм и расцветок. Особо следует отметить книжное собрание – здесь и федоровский Апостол, и поморские певчие книги, и лицевые книги: Сборник сочинений Андрея Денисова, Житие Александра Невского, Григорьево видение и Житие протопопа Аввакума работы ярославского иконописца А.А.Великанова. Уникальны экспонаты раздела, посвященного тихвинским карелам-старообрядцам, среди которых подручник из шкурки гагары.

В подготовке выставки, посвященной бытовой культуре старообрядчества, принимали участие коллектив Российского Этнографического музея – О.Г. Баранова, Т.А.Зимина, Д.К.Маевский (художник, автор дизайн-проекта), А.Б.Островский (автор проекта выставки, руководитель коллектива), О.М.Фишман, А.А.Чувьюров; Государственный Музей истории религии – О.И. Коробко, З.А. Лучшева, Г.А. Ченская; Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) – Г.В.Маркелов. Фотографии к выставке изготовили А.Л.Берман, А.В.Жиров, монтаж выставки произвели А.М.Даниэль, Т.П.Дрозд, Д.К.Маевский, С.И.Савастьянов. Консультант Невской общины - А.В.Ларионов.  Хранитель выставки – С.Б.Павлов.

К открытию выставки был выпущен красочный, со вкусом и любовью оформленный буклет, который получили в подарок все пришедшие гости. Открытие прошло в теплой, доброжелательной атмосфере. После проведенной экскурсии гости еще долго не спешили расходиться – до самого закрытия музея.

Выставка «Хранители древлего благочестия» продлится недолго – около месяца, до первого воскресенья апреля, так что спешите побывать.

Кирил и Татиана Кожурины


Буклет выставки

Открытие выставки

Хор Невской общины

Первая экскурсия

Экспозиция выставки

  


Сайт "Староверы в Рыбацком" 02.03.2006, восстановлен 01.01.2016

При использовании материалов этой страницы ссылка обязательна.

2Авторы будут признательны за сообщения о выявленных на этой странице ошибках или опечатках

Информация этого сайта не носит официальный характер, достоверность изложенных фактов редакцией не всегда проверяется; редакция не всегда разделяет взгляды и мнения авторов.